Майской пургой встретила Сибирь двух британцев на автожирах

предоставлены александром орловым

Сегодня британец Джеймс Кетчелл и ирландец Норман Сурплус сделают остановку в Новосибирске. Среди встречающих путешественников на аэродроме был замечен известный новосибирский парапланерист Александр Орлов.

Путешественники отправились в кругосветное путешествие на своих автожирах из британского Хемпшира. Они уже пролетели через Францию, Германию, Польшу, Литву и Эстонию. В начале мая путешественники пересекли границу России недалеко от Пскова и начали свое путешествие по российской части маршрут до Магадана.  Позади Москва, Чебоксары, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Омск.

Один из отважных жителей туманного Альбиона Джеймс Кетчелл в 2007 году попал в серьезную аварию на мотоцикле, сломал обе ноги и руку. Врачи говорили, что он вряд ли сможет ходить, а Джеймс отвечал, что ему очень нужно взойти на Эверест. Два года ему понадобилось, чтобы научиться ходить. После этого упрямый британец забрался-таки на Эверест, пересёк Атлантический океан на вёсельной лодке, уже совершил одно кругосветное путешествие – объехал планету на велосипеде. И вот теперь надеется первым в мире облететь её вокруг на довольно необычном летательном аппарате.

Большинство из людей, не имеющих прямого отношения к авиации, увидев автожир, скорее всего, подумают: «Какой забавный маленький вертолетик» — и сразу совершат ошибку. Внешним сходством, по сути, все и заканчивается. Дело в том, что для полета автожира и вертолета используются совершенно различные принципы.  Принцип действия автожира совершенно иной, и, наверное, более схож даже с самолетом, планером или мотодельтапланом.

Подъемная сила обеспечивается встречным потоком воздуха, а вот в роли крыла выступает свободно вращающийся винт (его принято называть ротором). Поступательное движение обеспечивается тянущим или толкающим усилием маршевого двигателя, расположенного, соответственно, впереди или сзади летательного аппарата. А что же придает вращение ротору – всего лишь встречный воздушный поток. Это явление называется авторотацией.

Ирландец Норман Сурплус уже пытался совершить кругосветное путешествие на автожире. Но в 2011 году не смог попасть в Россию. Пролетел через 18 стран и столкнулся с российской бюрократией:  Росавиация три с половиной года не разрешала иностранцу пролёт по Дальнему Востоку. Серплус был вынужден лететь в обход, через Берингов пролив. Рекорд сорвался. И вот – вторая попытка.

«Моя главная цель – это попытка вдохновить молодых людей следовать своим целям и мечтам, во что бы то ни стало», — говорит романтичный Норман.

Оба пилота во время кругосветного путешествия собирают средства в пользу детских благотворительных фондов. В России путешественников поддерживает Комитет по международному туризму АОПА-Россия.  По пути следования на местных аэродромах путешественников встречают и провожают такие же частные пилоты. Известный в Новосибирске парапланерист Александр Орлов представляет АОПА-Россия в нашем городе и поэтому встречает иностранцев аэропорту.

«Ранее я не был знаком с этими путешественниками, но буду очень рад познакомиться. Россия на сегодня это закрытая страна. Это нам досталось по наследству от Советского Союза. Ранее иностранцы вообще не могли перелетать наши границы. Только пассажирские и грузовые самолеты, — говорит Александр Орлов. — Все остальное жестко контролировалось и пресекалось. С точки зрения безопасности, это хорошо. Но! Эти железные и волчьи правила распространялись не только на иностранцев, но и на российских пилотов. При этом СССР был великой авиационной державой, однако небо у нас было закрытым. Иметь свой самолет было нереально».

И только в 2010 году Россия привела свое воздушное законодательство в соответствие с мировыми требованиями.  У нас есть открытое пространство, в котором можно достаточно  свободно летать. Но по-прежнему имеется целая куча жестких требований.

«Например, я могу летать на параплане только над аэродромом, а если хочу куда-нибудь подальше, то от меня требуют написать заявку с точными линиями маршрута, а это невозможно в свободном полете. Все зависит от направления ветра. Поэтому до сих пор все свободные маршруты аэростатов, парапланов, дельтапланов вне закона. Их невозможно легализовать. На безмоторных аппаратах мы не знаем, где будем приземляться, а органам по управлению воздушным движением это важно. Им требуется четкий график. Поэтому многие летают нелегально».

Владельцам частных самолетов тоже сейчас приходится тяжело. С этого года для них ввели новые правила, которые выполнить практически нельзя. По словам Орлова, эти правила противоречат здравому смыслу и мировой практике. А без выполнения этих условий не выдают сертификат летной годности. 

«На сегодня около 70 процентов маленьких самолетов летает нелегально. Это дурость, но остается фактом.  Поэтому все мы партизаны в родном государстве, — продолжает новосибирский парапланерист.

— Сегодняшний случай появления иностранных пилотов в нашей стране по-своему уникален. При этом оба путешественника вообще не говорят по-русски. Им помогла  российская  АОПА, интересы которой я представляю в Новосибирске. АОПА  — это общественная организация, защищающая интересы частных пилотов и занимающаяся совершенствованием авиационного законодательства РФ. Российский этап для иностранцев самый сложный».

По последним данным, храбрецы Джеймс Кетчелл и Норман Сурплус не могут вылететь из Омска, попав в снежный буран. Они переждут непогоду и вылетят в Новосибирск в 13:30 по местному времени. После нашего города путешественники возьмут курс на Камчатку, затем полетят в Канаду, США и так далее.  

Федор Буров 

Exit mobile version