i
erid: 2SDnjcNRSGj

Скауты – следопыты будущего

На днях Новосибирск посетил Николай Акатов, исполнительный директор Российской ассоциации навигаторов-скаутов, входящей во Всемирную организацию скаутского движения. Корреспондент НДН.инфо побеседовал с ним о перспективах развития скаутского движения в Сибири.

— Николай Алексеевич, с какой целью вы приехали в Новосибирск?

— Меня привела забота о том, что в последние годы в организации российского скаутского движения отмечается резкий упадок развития.

— А в мире наблюдается его подъем?

— Да, в мире идет серьезный подъем. В 2014 году было принято видение Всемирной организации скаутского движения: в 2023 году 100 миллионов людей, юных и взрослых, будут вовлечены в наши организации. Скауты сейчас — крупнейшее в мире молодежное движение, уже больше 50 миллионов членов насчитывает. Это самое крупное волонтерское движение в мире: постоянных волонтеров порядка десяти миллионов, взрослых волонтеров, работающих на постоянной основе. Их волонтерское служение состоит в работе с детьми. Но им не дают работать в полную силу. В течение двух лет велась серьезная аналитическая работа, чтобы понять, в чем причина противодействия. Это же происходит не только в России. Протестные тенденции наблюдаются во всех странах, которые раньше были республиками Советского Союза.

— То есть идет некое отторжение скаутизма?

— Это не отторжение. Это угасание. С одной стороны, за тридцать лет скаутское движение стало привычным. Оно есть. Того отторжения, которого встречалось в 90-е годы, сейчас нет. Но суть оказалась в том, что не было донесено вовремя правильное представление о том, что такое скаутизм. Мы все имеем некое представление о том, чем является пионерия. Все были пионерами, но мы же были детьми-пионерами. Не все же были пионервожатыми. У большинства советских людей пионерское детство в 14 лет заканчивалось, они больше с пионерией не сталкивались. Помнят, что это счастливое время. А скаутское движение на протяжении 70 лет отсутствовало в Советском Союзе, под запретом было. Реально. И, конечно, его сущность надо было правильно растолковать народу. Объяснить. Этого не сделали.

— Расскажите о принципиальных отличиях от пионерии.

— Прежде всего, пионерия была построена на идеологических основах, на приверженности коммунистическим идеям, делу партии. Помните тожественное обещание пионера? Всегда готов! К чему? А скаутское движение идеологически не определено, оно ценностное. Скаутов объединяют качества, присущие хорошим людям во всем мире. Как бы мы ни говорили, если есть у человека честь, если он любит природу и защищает ее, если он искренен, чист в мыслях, то мы в любой культуре такого человека воспринимаем как позитивного.

— Если из пионерии убрать несколько клянусь-клянусь, то будут те же скауты?

— Так это и было по сути. Потому что пионерия взяла абсолютно всю скаутскую систему. До 1931 года пионеры не были особо популярными. Они существовали, как правило, при фабриках и заводах, в их клубах. А в период с 1931 года по 1934-й ЦК ВКП(б) принял ряд решений, и пионеры стали при школах базироваться. И вот эту всю систему скопировали: дружина в школе, пионерский отряд в классе – это же скаутский отряд; пионерские звенья в классе – это же скаутские патрули. Вся система была взята из движения скаутов. Самоуправление есть у скаутов, есть и у пионеров. У пионервожатого и классного руководителя роль была больше наблюдающая, дать добрый совет – вот и всё. Они особо не вмешивались. Пионеры сами принимали решение.

— Против красных галстуков скауты что-то имеют?

— Ничего. У многих скаутов есть такие же красные галстуки. Ну, выбрала скаутская группа себе красный цвет галстука – пожалуйста, носи. Только какая за этим подоплека стоит? У красного галстука пионеров была своя легенда. Скауты могли придумать свою.

— Какие отношения у вашей организации с Русской православной церковью?

— В скаутском движении есть принципы. Их называют фундаментальными. Они звучат так: долг перед Богом, долг перед людьми, долг перед собой. Долг перед Богом – это приверженность духовным принципам. Эта фраза появилась 112 лет тому назад, и исторически она сохранилась. Поэтому к православной церкви у скаутов нормальное отношение, Священный Синод в 1992 принял решение, чтобы скаутский метод использовала православная молодежь. Почему нет?

— Значит, православные следопыты могут стать скаутами?

— Они и есть. Они много лет были членами общероссийской скаутской организации. Но общероссийская скаутская организация сейчас находится в глубоком кризисе. И чтобы не участвовать в кризисных явлениях, православные следопыты вышли из национальной скаутской организации, но как бы сохраняют свою идентичность.

— То есть они в любой момент могут…

— В любой момент. Они готовы. Более того. Всемирная организация поддерживает с ними постоянные контакты. Терять хорошее начинание никто не хочет. В этом году проходит всемирный слет скаутов. Его проводят три страны: Канада, Соединенные Штаты и Мексика. Они объединились, чтобы провести этот всемирный слет. На нем будет 60 тысяч скаутов со всего мира.

— Поедете туда?

— Слет будет проходить на территории США. Я буду занят другими делами. Если был бы свободен, поехал бы. Россию будут представлять двое ребят, мальчик и девочка из Уфы, и они как раз из Братства православных следопытов. Несмотря на то, что Братство православных следопытов как бы вышло из всемирной организации, в рамках доброй воли им будет оплачен визит и все расходы всемирной организацией. Уфимским ребятам дан грант на то, чтобы они участвовали. Россия должна быть представлена на всемирном слете.

— Вы в Новосибирск приехали, чтобы рассказать о скаутах представителям власти? Я правильно вас понимаю?

— Они знают о нашем движении достаточно много.

— То есть вы уже с кем-то встречались?

— Да.

Как у нас восприняли идеи скаутизма?

— Доброжелательно и с большим интересом. Я встречался в мэрии с руководителями департаментов, чья деятельность связана с населением, с обществом. Это департамент по социальной политике, департамент образования, департамент по делам молодежи. Беседовал с Валерием Александровичем Шварцкоппом, заместителем мэра. И он тоже, я его много лет знаю, сказал, что это очень интересно, но нужно понимание, что Россия все-таки страна великая. Необходимо найти грамотный подход, чтобы скаутское движение развивалось в нашей стране не стихийно, а придать ему легитимность и статусность. Мы во всемирной организации это понимаем. Поэтому будем обязательно обращаться в правительство РФ с тем чтобы вот этот второй как бы заход, связанный с возрождением скаутского движения в России, все-таки приобрел правильные формы.

— И когда это произойдет?

— Обращаться мы будем сейчас. В Новосибирск я приехал с практической целью как раз узнать отношение к этому, степень готовности властей начать партнерские отношения с нами.

— Вы визитом довольны?

— Абсолютно. Как всегда, сибиряки искренне рассказали о том, что у них на душе лежит. Это для меня позитивная информация. Я, конечно, сообщу об этом руководителям Всемирного скаутского бюро, сотрудником которого являюсь.

— В Новосибирске есть скауты?

— С 2006 по 2010 год я работал в Новосибирске на постоянной основе, но с ними в то время не сталкивался. В Кемерово их достаточно много.

— Давным-давно существует учебник скаутского движения на английском языке. В СССР он был запрещен, его и не видели. А как в наши дни? Этот учебник напчеатан на русском языке?

— Сейчас готовятся переводы на русский язык. Скауты — верные защитники окружающей среды, и ныне бумажных публикаций о скаутинге мало: деревья жалко. В цифровом виде эти учебники будут сделаны и выложены для общего доступа. Есть сайт всемирной организации скаутского движения на русском языке.

Беседовал Федор Буров 

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version