Потерпевшей по делу выступает пенсионерка 1934 года рождения — именно на ее жалобе и основано обвинение. Ранее Канунников просил суд допросить женщину, но на заседание потерпевшая не явилась — пенсионерка сейчас в больнице, но заверила суд, что готова участвовать в процессе при улучшении состояния здоровья.
История стелы до начала скандала все еще остается тайной. Ни застройщик, ни власти даже в суде не могут точно сказать, кто и когда установил ее на Красном проспекте. Известно лишь, что это случилось больше 30 лет назад. Земельный участок постоянно менял собственников. И всем все это время было не до стелы. В результате памятный знак с годами обветшал. По версии следствия, причиной этому является халатное отношение к службе со стороны главы ЦАО Сергея Канунникова. Чиновника обвиняют в том, что он не принял никаких мер в связи с выявлением бесхозной стелы. Защита, в свою очередь, утверждает, что Канунников действовал в рамках своих полномочий и не имел отношения к объекту, который находился на частной земле.
И адвокат, и сам подсудимый несколько раз просили суд отводить вопросы гособвинителя, связанные с демонтажем стелы. Дело в том, что обвинения, касающиеся демонтажа памятного знака, были сняты с Канунникова еще на этапе следствия. Однако судья Алена Смолина отклонила ходатайство, обосновав, что они необходимы «для всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела».
Первым в качестве свидетеля выступил Денис Цекарь, представляющий интересы ООО «СЗ «Ситистрой»». Именно этому застройщику сейчас принадлежит участок возле «Ройял Парка», на котором он планирует возвести масштабный гостиничный комплекс высотой в 100 метров. Сделка была заключена в 2021 году, по словам Цекаря, все разрешительные документы были получены без проблем. Однако затем у рабочих возник вопрос, как поступить с находившимся на границе участка памятным знаком.
Цекарь утверждает, что стела вовсе не мешала строительству гостиницы, поскольку не попадала в зону застройки. А застройщик просто не хотел, чтобы памятный знак стоял в проходной зоне, среди магазинов и административных помещений. В апреле 2022 он обратился в ЦАО с просьбой разрешить убрать стелу. В ответном письме под подписью Сергея Канунникова, со слов Цекаря, было оговорено, что демонтаж возможен только с условием сохранения объекта. Застройщик предложил отреставрировать стелу за свой счет, на том и согласились. В июле стелу демонтировали, а после реставрации, продолжает Цекарь, ее собирались перенести в «более значимое» место — например, в сквер или парк.
Нашли подрядчика, который был готов взяться за восстановление объекта. Здесь процесс и остановился: кто-то в соцсетях, заметив пропажу стелы, забил тревогу. А один из местных жителей дошел с жалобой до председателя СКР Александра Бастрыкина, выразив опасения, что памятный знак могут перенести на окраину города или разместить «в другом неприемлемом месте». Главный следователь страны поручил провести проверку информации и запросил доклад по результатам разбирательства.
Пока следователи занимались проверкой, чиновники на волне массового возмущения собрали пленум, чтобы определить подходящие площадку под размещением стелы. Участие в обсуждении среди прочих приняли ветераны и общественники. И, как утверждает Цекарь, тема обоснованности сноса была быстро снята с повестки, а большинство поддержали перенос памятного знака в другое место. Сам застройщик ни с какими жалобами не сталкивался, а те сообщения, которые передавала администрация и прокуратура от недовольной части общественности, были, по его словам, «без какой-то конкретики».
«На тот момент подготавливалась стела [«Город трудовой доблести»] на площади Калинина, а данный памятный знак, так как он со временем приобрел определенную статусность, хотели перенести в более значимое место. Туда, куда могли бы прийти ветераны и отдать дань уважения, где есть скамейки, то есть создать зону отдыха. Место возле «Ройял Парка» было не совсем удобно, потому что оно проходное. Основная масса людей говорили, что место надо менять», — сообщил представитель застройщика.
В итоге стелу решили установить на территории госпиталя ветеранов №2 на Лесном шоссе, но не успели — в связи со сносом стелы было возбуждено уголовное дело. По словам Цекаря, 19 сентября застройщик получил от прокуратуры требование в течение суток вернуть стелу обратно. Компания подчинились, и стелу привезли на прежнее место возле «Ройял Парка». Однако без обещанной реконструкции — как объясняет Цекарь, из-за спешки восстановительные работы не получилось провести должным образом.
Застройщик даже уведомил ЦАО, что на стеле есть очаги коррозии, которые могут привести к ее разрушению и даже падению. Но затем совместно с администрацией, не имея возможности провести полноценную реконструкцию, решил выполнить хотя бы частичный косметический ремонт: покрасить нижнюю часть, замазать надписи уличных «художников» и убрать приклеенные объявления.
На данный момент застройщик также взял на себя обязательство выполнить благоустройство зоны вокруг памятного знака. Все в срок до 15 июня, работы обещают начать в ближайшее время.
«Сейчас стела находится на старом месте. В связи со сложившейся ситуацией мы вписываем ее в свою концепцию [строительства]. Честно скажу, желания трогать ее нет», — говорит Денис Цекарь.
Также в качестве свидетелей выступили две подчиненные Канунникова, которые не смогли ответить на большинство вопросов, сославшись, что обсуждаемая тема находится вне их полномочий. При этом Наталья Медякова, начальник отдела архитектуры и строительства ЦАО, подтвердила, что некая «общественность» обращалась в ЦАО с просьбой перенести стелу. И даже более того, первые обращение поступили еще в 2017 году.
«Там было все заросшее деревьями, из-за них стелы даже не было видно до того, как туда зашел застройщик», — говорит Медякова.
Но вопрос гособвинителя о том, почему в таком случае решение о переносе стелы не было принято еще в 2017 году, поставил свидетельницу в ступор. Она лишь несколько раз повторила, что Канунников занимался «вопросом стелы», но назвать конкретные предпринятые им меры не смогла:
— Вы сказали: «Я знаю, что в 2017 году Канунников занимался этим вопросом». Каким конкретно [вопросом], что вы знаете?
— Я знаю, что Сергей Иванович занимался вопросом стелы.
— Что значит «занимался вопросом стелы»? Каким образом? Что он хотел сделать в 2017 с этой стелой? Если вы утверждаете, что вы знаете, значит вы что-то знаете, так вы расскажите суду, что вы знаете. А если не знаете, так и говорите суду — не знаю.
— Затрудняюсь сказать.
Кроме того, Медякова, как и представитель застройщика, заявила, что при выборе нового места под размещение стелы было полностью учтено мнение общественности. Также в своих показаниях сотрудница администрации указала, что ЦАО могла и не согласовывать разрешение на демонтаж, но была «заинтересована в сохранности и реставрации стелы».
Другая сотрудница ЦАО, начальник отдела земельных и имущественных отношений Татьяна Пухлова, сообщила, что проводила осмотр стелы в 2017 году. Это случилось после поручения мэра города в ответ на поступившие обращения о ее ненадлежащем состоянии. Причем поручение разобраться в ситуации было адресовано не только Канунникову, но и Анне Терешковой, начальнице департамента культуры, спорта и молодежной политике мэрии.
В полномочия Канунникова как главы администрации, по словам Пухловой, входило только выявление бесхозяйных объектов на территории округа. И соответствующий акт действительно был составлен, а затем направлен в департамент земельных и имущественных отношений мэрии, где его дальнейшая судьба неизвестна. Обычно в таких случаях мэрия должна через суд признать право на бесхозяйное имущество за муниципалитетом, но было ли это сделано, Пухлова не знает.
«Обязанности у департамента уведомлять нас о том, какой был получен ответ, никогда не было. Дальше они проводят свою работу. Мы не подчиняемся департаменту, а департамент не дает нам каких-то поручений. Все действуют в соответствие со своим порядком», — объяснила Пухлова.
Пухлова также пояснила, что во время расследования участок земли, на котором расположена стела, был отчужден от собственности «Ситистрой» и перешел в муниципальную собственность. Сейчас он находится на балансе администрации ЦАО.
Кира Данилова