Умирать стало дороже
Рост цен на строительные материалы и логистику рано или поздно должен был отразиться в том числе и на рынке ритуальных услуг. И отразился. Как пишет со ссылкой на данный Росстата официальный печатный орган правительства РФ «Российская газета», цены на похоронные услуги за последние полтора года выросли на 30%.
Средняя стоимость кремации в стране в целом, согласно данным Росстата, с января 2022 года по апрель 2023-го выросла на 36% — с 21 до 28,7 тысячи рублей. На 13% подорожала услуга по рытью могилы — до 8765 рублей, на 52% выросла стоимость изготовления гроба — до 6730 рублей.
Прежде всего всему виной кратный рост цен на пиломатериалы и металл. Но даже там, где цены на сырье прекратили свой рост или же снизились после очередного скачка, ждать удешевления услуг не приходится, поскольку подорожала логистика.
На этом фоне постановление мэрии Новосибирска «Об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших» с повышением стоимости услуг в рамках этого перечня выглядит вполне логичным. Но только на первый взгляд.
Поскольку касается это повышение стоимости только части умерших, а именно так называемых безродных, т.е. тех, у кого обнаружить каких-либо родственников или законных представителей не удалось. И обязанности по их захоронению лежат на органах местного самоуправления.
Логике вопреки
Согласно федеральному законодательству, в стране действует гарантированный перечень услуг по погребению и кремации умерших — минимальный набор услуг, позволяющий предать тело усопшего земле либо кремировать его за счет казны. Обязанность по оказанию услуг из этого перечня возлагается на специализированную службу, создаваемую муниципалитетом. При этом в Новосибирске услуги по гарантированному перечню оказывают две муниципальные организации — МКУ «Ритуальные услуги» и МУП «Похоронный дом ИМИ». За что им полагается компенсация из бюджета города.
И до последнего времени компенсация эта рассчитывалась, исходя из стоимости услуг, прописанной в постановлении мэрии от 2014 года, где минимальный набор услуг по кремации составляет 11,5 тысячи рублей, погребению — 10,5 тысячи рублей, в том числе копка могилы — 5290 рублей, гроб — 2515 рублей. Т.е. в разы меньше, чем то, что ныне насчитал Росстат.
И вот 17 мая мэрия выпускает постановление, повышающее стоимость услуг из гарантированного перечня до 13,8 тысячи, и 11,2 тысячи — за погребение. Но почему-то только в отношении безродных усопших.
Хотя банальная логика и работающие на рынке ритуальных услуг специалисты подсказывают — захоронение безродных усопших, как правило, сильно дешевле похорон тех, у кого есть живые близкие. Ведь мало кто согласится, чтобы его близкого человека положили в братскую могилу, или траншею и т.д. А с безродными зачастую именно так и поступают — не перед кем чиниться, а экономия должна быть экономной.
И эта логика выдерживается в других российских регионах. К примеру, в Хабаровске гарантированный перечень услуг по кремации обычных усопших составляет 27 тысяч рублей, захоронению — 24,1 тысячи. В случае с безродными кремация стоит уже 18,3 тысячи рублей, захоронение — 21,5 тысячи. Что называется — почувствуйте разницу.
Так почему же в Новосибирске всё наоборот — похороны безродных оказались дороже, чем похороны всех остальных?
Некоторые равнее
Прямого ответа на этот вопрос в мэрии не дают. Отвечая на вопрос редакции НДН.инфо, чем вызвано постановление от 17 мая, меняющего цены только на компенсацию услуг из гарантированного перечня по захоронению безродных, в департаменте инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии ответили так:
«Издание постановления связано с необходимостью изменения стоимости услуг исходя из фактических цен на ритуальные принадлежности, затрат на общехозяйственные (накладные) расходы, затрат на заработную плату работников в соответствии с действующим положением по оплате труда».
Да только от среднерыночных цен эти тарифы по-прежнему довольно далеко. Но главное — а разве только при захоронении или кремации безродных усопших нужно «исходить из фактических цен на ритуальные принадлежности, затрат на общехозяйственные (накладные) расходы, затрат на заработную плату работников»?.. Всех остальных можно хоронить, не учитывая реальные цены и зарплаты?
Отчасти разделение сумм компенсации за оказание услуг из гарантированного перечня можно объяснить тем фактом, что по сложившейся в городе практике безродных хоронит МКУ «Ритуальные услуги».
А МКУ, в отличие от МУП, коим по форме организации предприятия является «Похоронный дом ИМИ», куда менее самостоятельная структура. ИМИ — по своей сути коммерческое предприятие, собственником которого является город, а «Ритуальные услуги» — некоммерческая структура, подчиняющаяся профильному департаменту мэрии. Причем главными задачами МКУ «Ритуальные услуги» является не оказание ритуальных услуг, а содержание и благоустройство общественных кладбищ и контроль за их санитарным состоянием. А главной задачей «Похоронного дома ИМИ» является как раз организация похорон. При этом возмещение за похороны по гарантированному перечню мэрия не перечисляет МУП «ИМИ» уже несколько лет. МУП не отказывается от таких похорон, но необходимо понимать, что делает он это себе в убыток.
Усилиями чиновников из департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства в Новосибирске все поставлено с ног на голову — коммерческое ИМИ оказывает услуги по гарантированному перечню за компенсацию почти втрое ниже рыночной, а некоммерческие «Ритуальные услуги» получают из бюджета больше за более дешевые услуги, которые лишь отчасти являются профильными для учреждения.
Олег Петров
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!