i
erid: 2SDnjdu3xKd

Кто и зачем накаляет обстановку на «Сибэлектротерме»?

НДН.инфо

Остановка по требованию

В конце сентября представители ТД «Сибмаш» обратились с письмом ко всем уровням и ветвям власти (правда,  позабыв отчего-то про судебную) — от мэра Новосибирска до полпреда президента в Сибирском федеральном округе, а также в правоохранительные органы и прокуратуру — с просьбой разобраться в новом конфликте, разворачивающемся на площадке «Сибэлектротерма».

Представители ТД «Сибмаш», а также ГК «СМК» жалуются на то, что с 18 сентября им ограничен доступ на производство — арендуемые ими площади обесточены, предприятия вынужденно простаивают, что грозит для них серьезными экономическими последствиями. Работники этих двух фирм в растерянности и на взводе. Около 30 человек уже даже выходили с пикетом к заводской проходной. Но кто именно должен отвечать за их судьбы? И нет ли здесь попытки решить собственные экономические проблемы с помощью уличной демократии?

Новая жизнь «Сибэлектротерма»

От эмоций к фактам. С 2017 г. «Сибэлектротерм» проходит процедуру банкротства, назначен конкурсный управляющий. Осенью 2018 г. к управлению промплощадкой подключился АО «Завод «Экран» (входит в РАТМ Холдинг), объявив о планах создания промышленного парка на территории «Сибэлектротерма».

«Экран», по словам его генерального директора Александра Журавлева, уже вложил в инфраструктуру будущего промпарка более 120 млн рублей, прежде всего разблокировав поставку электроэнергии к объектам, решив вопросы с обеспечением площадки газом. «Экран» платит за аренду имущественного комплекса, создавая денежную массу для управляющего, позволяя тому рассчитываться по старым долгам «Сибэлектротерма» и поддерживать площадку на плаву. В свою очередь «Экран» обязан сдавать имущественный комплекс «Сибэлектротерма» в субаренду. Сегодня на площадке работают 28 субарендаторов. Год назад было 29, один ушел из-за долгов. По оценкам Александра Журавлева, арендаторов могло быть намного больше, но мешают неопределенность со сроками прохождения процедуры банкротства.

Есть и еще один нюанс, внезапно ставший камнем преткновения для двух из 28 арендаторов. «В рамках конкурсного управления аренда площадки возможна на срок не более 11 месяцев. В августе 2019 г. право арендовать имущественный комплекс выиграло АО «Завод «Экран», конкурсный управляющий заключил с нами договор еще на 11 месяцев, до июля 2020 г., на новых условиях. В свою очередь, контрагенты должны были также подписать новые договоры субаренды с АО «Завод «Экран», что и сделали 26 компаний. Однако два предприятия ООО ТД «Сибмаш» и ООО ГК «СМК» до сих высылают протоколы разногласий, выставляют надуманные требования и т.д.» — объясняет генеральный директор «Завода «Экран», упрекая строптивых субарендаторов в жонглировании цифрами.

В любом случае представители «Завода «Экран» отмечают, что нынешняя арендная ставка находится на нижней границе рыночной цены (за что и голосуют рублем 26 арендаторов промплощадки). Но даже с учетом этого предприятие готово к переговорам и заинтересовано в поиске консенсуса с недовольными субарендаторами.

Весь имущественный комплекс «Сибэлектротерма» оценивается в 2 млрд рублей. И пока не подписаны договоры с субарендаторами, юридически за его сохранность и соблюдение техники безопасности в производственных помещениях отвечает гендиректор АО «Завод «Экран», в свою очередь, арендующий это имущество у конкурсного управляющего. Подвергать риску дорогостоящее оборудование никто не станет. Это же не квартира столичного борца с коррупцией, здесь суммы с девятью нолями «просто так» не валяются…

Не понимает причин накала страстей и экс-губернатор Новосибирской области и Красноярского края, экс-полпред, а ныне независимый консультант РАТМ Холдинга Виктор Толоконский.

«Такие конфликты периодически бывают в любом бизнесе и успешно решаются через конструктивные переговоры. К этому стремится и компания, управляющая индустриальными парками РАТМ Холдинга, и должны стремиться субарендаторы, у которых есть ответственность перед партнерами и заказчиками. Недопустимо свои внутренние финансовые проблемы увязывать с перезаключением договоров субаренды, перекладывать на партнеров. Этот договор не влияет ни на какие экономические показатели эффективности деятельности субарендаторов. Еще раз подчеркну, если бы эти договоры были неинтересными, то другие субарендаторы вряд ли бы их подписали и продолжали спокойно работать», — уверен он (цит. по infopro54.ru).

На старые грабли

Однако по факту вместо конструктивного переговорного процесса топ-менеджмент ТД «Сибмаш» и ГК «СМК» предпочел путь публичного конфликта. Руководители не пошли в суд, как это бывает, когда спор хозяйствующих субъектов зашел в тупик и необходимо обращаться к государственному арбитру, а стали просить того, что наш бизнес в обычной ситуации не очень-то любит — вмешательства со стороны власти исполнительной и законодательной. Сознательно, или неосознанно политизируя и подогревая ситуацию, сталкивая лбами собственных сотрудников и управляющую компанию, т.е. «Завод «Экран».

Руководство предприятий говорит — у людей есть право на труд, им нужно кормить семьи. Однако реализацию своих прав отчего-то предлагается требовать не от своего непосредственного работодателя, а от третьего лица. При этом обрекая на риск остановки вообще весь проект промпарка «Сибэлектротерм».

Лишить человека работы может только работодатель, коим «Завод «Экран» не является, убежден гендиректор предприятия.

«Мы только сдаем площади и оборудование в субаренду, а на вырученные деньги поддерживаем имущественный комплекс «Сибэлектротерма» в работоспособном состоянии. Кроме того в процессе выпуска продукции эти компании (арендаторы) потребляют энергоресурсы, за которые вынуждена расплачиваться наша компания. Это работодатели не заботятся о своих сотрудниках, не заключая договор аренды. Они даже не выходят на диалог по этому поводу. Руководство данных предприятий переворачивает все с ног на голову, стараясь создать у работников видимость борьбы за свои права, а на самом деле прикрывает свою неспособность налаживать бизнес-деятельность и организовывать производственный процесс», — говорит Александр Журавлев.

Проще говорят — «Экран» не может предоставить помещения просто так, не оформляя никаких документов, подтверждающих наличие взаимоотношений с субарендатором, не получая арендную плату. А если у «Экрана» не будет средств, «Сибэлектротерм» опять встанет и тогда остаться без работы рискуют сотрудники уже всех 28 компаний-субарендаторов, 26 из которых в конфликте вообще не участвуют.

Поэтому прежде чем примирять на себя стокгольмский синдром и пользоваться правом решения своих проблем посредством уличной демократии сотрудникам ТД «Сибмаш» и ГК «СМК» следовало бы с пристрастием допросить собственное начальство. К тому же нечто подобное на «Сибэлектротерме» уже происходило в 2017 г.

Напомним, летом 2017-го, когда «Сибэлектротерм» только вводили в банкротное состояние, заводом руководил тот же человек, что ныне возглавляет ГК «СМК» — Евгений Белоусов (это выходец с «Сибсельмаша», предприятия с не менее громкой историей банкротств). В то время рабочие «Сибэлетротерма» также инициировали пикеты и обращались в надзорные органы. Правда, два года назад справедливости они добивались от Белоусова – людям не выдавали зарплату. Видимо, «управленцы» решили воспользоваться методами борьбы, опробованными против них, в текущей ситуации пытаясь перевести удар народного гнева на арендодателя, не желающего ставить под вопрос судьбу паркового проекта из-за надуманных претензий двух компаний.

Меж тем в бизнес-кругах поговаривают, что истинные предпосылки скандала на «Сибэлектротерме» сложились раньше, чем был продлен договор аренды имущественного комплекса завода в августе этого года. В числе крупнейших заказчиков проблемных арендаторов был международный бренд по производству спецтехники. О нем рассказывал журналистам и сам г-н Белоусов. Но дело в том, что сейчас число заказов от производителя падает и, судя по всему, продолжит сокращаться в следующем году. Косвенно на финансовые проблемы указывают также претензии со стороны завода «Экран» по неплатежам за использованную в 2018 г. и в начале 2019 г. электроэнергию и коммунальные услуги.

В такой ситуации изменение ставки арендной платы может оказаться лишь вовремя подвернувшимся предлогом, позволяющим, блефуя, выйти из игры с обиженным лицом.

Павел Конев

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version