В Новосибирске два раза подряд напали на журналистов. Прилюдно и вызывающе нагло. А как выяснилось спустя два с половиной месяца, еще и абсолютно безнаказанно.
10 сентября в Октябрьском районе Новосибирска, около дома № 133 по улице Толстого двое нападавших, препятствуя журналистской деятельности, разбили телекамеру съемочной группы программы «Прецедент», а оператор получил удар в лицо. На следующий день, 11 сентября, на том же месте и те же двое неизвестных предприняли попытку нападения на съемочную группу программы «Вести. Новосибирск».
Нападения на журналистов были очевидно не случайны. «Прецедент» снимал сюжет о недоброкачественных услугах фирмы по трудоустройству на фоне здания, где располагался офис фирмы. И оба раза, когда двое неизвестных нападали на съемочные группы, лица, причастные к деятельности фирмы, непосредственно находились на месте совершения преступлений. И с видимым удовольствием комментировали происходящее, обещая журналистам новые неприятности.
16 сентября я как председатель правления Новосибирского союза журналистов направил запрос начальнику областного управления МВД генералу Глушкову. С описанием подробностей нападений и просьбой взять расследование преступлений под личный контроль.
В тот же день на сайте управления МВД появилось официальное сообщение под заголовком: «По фактам нападения на новосибирских журналистов проводится проверка». Вот полный текст сообщения:
«10 сентября на ул. Толстого во время съемок сюжета об оказании недоброкачественных услуг одной из фирм по трудоустройству двое неизвестных разбили видеокамеру съемочной группы программы «Прецедент» и ударили в лицо оператора. В тот же день в ОП № 6 «Октябрьский» от журналистов было принято заявление.
На следующий день эти же лица предприняли попытку нападения на съемочную группу программы «Вести. Новосибирск». По мнению корреспондентов, нападения на съемочные группы производились с целью воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов.
Начальник ГУ МВД России по Новосибирской области генерал-лейтенант полиции Сергей Глушков взял проведение проверки по фактам нападения на журналистов под личный контроль».
После такого четкого и ясного текста сообщения на сайте ГУ МВД казалось, что все — преступники не останутся безнаказанными. Факты нападений именно на журналистов, а не банального уличного хулиганства официально полицией зафиксированы. И начальник областного управления МВД взял проведение проверки под личный контроль.
Ну а то, что журналисты вели в Октябрьском районе именно профессиональную деятельность и что разбивание камеры, удар по лицу и угрозы насилием являлись именно воспрепятствованием журналистской деятельности, представлялось более чем очевидным. На журналистов «Прецедента» напали, препятствуя съемке сюжета об оказании недоброкачественных услуг. На журналистов «Вестей» — препятствуя съемке сюжета о нападении на коллег.
В Уголовном кодексе РФ на этот счет есть статья 144: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».
Часть 1 статьи гласит: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается…»
Часть 3 конкретизирует: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет».
Коротко, четко и понятно. Принуждение к отказу от распространения информации путем нападения, уничтожения телекамеры, насилия над журналистом и угрозой применения насилия — вот они, все перечисленные позиции п. 3 статьи 144 УК РФ налицо. Заявления написаны. «Вести. Новосибирск» зафиксировали нападавшего своей камерой. Журналисты «Прецедента» самостоятельно отыскали одного из «неизвестных», о чем сообщили в полицию. И в конце концов, «начальник ГУ МВД России по Новосибирской области генерал-лейтенант полиции Сергей Глушков взял проведение проверки по фактам нападения на журналистов под личный контроль».
Но вот прошло более двух с половиной месяцев. И на столе передо мной — ответ из Управления уголовного розыска ГУ МВД по Новосибирской области № 5/С-40, С-41 за подписью начальника отдела А. Н. Тосенко. Об итогах этой самой проверки. И ладно бы, что сроки ответа почти вдвое нарушены. И что адрес указан неправильно, отчего ответ, датированный 6 ноября, пришел только 2 декабря. Это мелочи.
А вот главное: исходя из ответа, никаких нападений на журналистов полиция вообще не усмотрела. И уголовное дело возбудила «по результатам товароведческой экспертизы». По статье 167 УК РФ — «Умышленные уничтожение или повреждение имущества».
«В настоящее время сотрудниками уголовного розыска отдела полиции номер 6 «Октябрьский»… — значится в ответе, — …проводится комплекс мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к повреждению имущества общества с ограниченной ответственностью «Прецедент».
Как выяснилось, начальник уголовного розыска отдела полиции №6 «Октябрьский» Сергей Шквыр о существовании в Уголовном кодексе РФ статьи №144… попросту не знал. На уровень квалификации указывает и то, что за более чем 2,5 месяца преступники полицией не обнаружены, а некий «комплекс мероприятий, направленных на установление лиц» продолжается до сих пор. При этом, по сообщению руководителя программы «Прецедент» Светланы Воронковой, журналисты программы еще в октябре самостоятельно разыскали одного из нападавших, Азиса Алиева, нашли офис его предприятия, опознали его и сообщили об этом в полицию. Алиев запечатлен также и видеокамерой «Прецедента» непосредственно в момент нападения. Однако никаких мер отделом полиции № 6 «Октябрьский» к нападавшему на журналистов Азису Алиеву не принято.
Что же касается нападения на журналистов «Вести. Новосибирск», то об этом в ответе полиции вообще нет ни слова. Заместитель директора ГТРК «Новосибирск» Александр Задорожный отметил, что ни с руководством телерадиокомпании, ни с журналистами, подвергшимися нападению, полиция ни встреч, ни бесед не проводила. И видеозаписью, запечатлевшей нападавших, не заинтересовалась.
Вот так вот. Вместо расследования двойного нападения на журналистов — «товароведческая экспертиза». Вместо статьи УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» — «повреждение имущества» некоего ООО. Вместо задержания нападавших, как одного, зафиксированного камерой «Вестей», и уж тем более другого, самостоятельно разысканного «Прецедентом», — безрезультатный «комплекс мероприятий, направленный на установление лиц».
Такие вот заскорузло-унылые итоги принесла проверка по фактам нападения на журналистов, взятая под личный контроль начальником Главного управления МВД России по Новосибирской области генералом-лейтенантом полиции Сергеем Александровичем Глушковым. После чего об итогах проверок, проводимых без личного контроля, даже не хочется и думать.
Яков Самохин,
председатель правления
Новосибирского союза журналистов
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!