Пришлось пользоваться женским туалетом
О проблемах доступности учреждений здравоохранения для людей с инвалидностью известно давно. Отсутствие инклюзивной инфраструктуры, которое превращает жизнь сибиряков в ад, заставляет их испытывать большие неудобства и только ухудшает их моральное состояние.
Так, например, в декабре прошлого года в Городскую клиническую больницу №11 в Ленинском районе Новосибирска лег на лечение инвалид-колясочник Юрий Ларин. В станционере мужчина столкнулся с трудностями в решении элементарных бытовых вопросов. Как рассказал сибиряк журналисту НДН.инфо, у него не получалось заехать в мужскую уборную из-за слишком узкого дверного проема, а ближайший мужской туалет находился на другом этаже. В итоге на протяжении всего лечения мужчина был вынужден пользоваться женским туалетом.
«После этого я подал иск в суд. Мы пытаемся привлечь ответственных за такое состояние больницы за халатность, и уже выиграли районную инстанцию, а сейчас ожидаем решения областного суда», — рассказал мужчина.
Однако победы одного сибиряка в суде недостаточно. Это маленькая шестерёнка в огромном механизме. Так как проблема по сути дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья носит массовый характер и, как паутина, оплела если не все, то почти все медучреждения региона.
Унитаз есть, поручня нет
Общественные организации также обращают внимание на жалобы жителей региона, имеющих инвалидность, на неисполнение федерального закона о доступности среды для инвалидов в новосибирских больницах, по которому все новые больницы, а также все старые, в которых провели капитальный ремонт, должны быть оборудованы для инвалидов.
Сопредседатель президентского движения «Народный фронт» Новосибирской области Виктор Семенко пояснил в беседе с журналистом НДН.инфо, что подобная проблема не единична. Жалобы на доступность, а точнее недоступность больниц поступают постоянно.
«Я решил сделать опрос среди 150 инвалидов-колясочников и все кроме одной женщины, которая лежала в частной больнице, жаловались на отсутствие элементарных благ», — рассказал Виктор Семенко.
Вот несколько отзывов, которыми мужчина поделился в социальной сети «ВКонтакте» на личной странице:
- «Во второй скорой [Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №2] в отделении травмы в туалет на коляске попасть можно, но только до кабинки, пересесть на низкий унитаз можно, только если встать и развернуться на 180°. Есть унитаз в душе, но история та же, но там ещё и поручня нет. В душе можно помыться, преодолев две ступени и бортик, без поручней. В Кольцовской больнице [Новосибирская клиническая районная больница №1 в р.п. Кольцово] в хирургии (она же травма) в женский туалет только без коляски можно проникнуть, на коляске разрешают в санитарную комнату, но там тоже не оборудовано».
- «В 25 медсанчасти в отделении гинекологии общий туалет для колясочника не приспособлен, неудобно. И там в принципе невозможно сесть на унитаз. Кошмар, короче говоря. Я лежала в платной палате, в ней туалета нет, но мне дали ключ от туалета, куда ходит персонал. Но там порог очень высокий, такая ступенька, меня всё время завозила в этот туалет санитарка, приходилось просить, но зато чисто».
- «Искитим. Лежал в урологии [в Искитимской центральной городской больнице], там туалеты недоступны для нашего «брата» [человека с инвалидностью – прим.ред.]. Есть специальные палаты для ветеранов и инвалидов, но там во время дежурства спят хирурги».
В результате опроса из 150 человек только один сказал, что медицинское учреждение было доступно для человека с инвалидностью, однако этим учреждением оказалась частная клиника.
«Эта ситуация не является нормальной. Потому что еще в 2016 году в действующий Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены поправки, подразумевающие развитие безбарьерной среды», — рассказывает Виктор Семенко.
Так, согласно закону, государственные и муниципальные органы обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры людям, имеющим инвалидность.
Важно, что эти требования распространяются в обязательном порядке на объекты, введённые в эксплуатацию с 1 января 2016 года впервые или после реконструкции либо модернизации (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ). При этом собственники существующих объектов, которые не входят в вышеуказанный перечень, все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно.
Неинклюзивный Новосибирск
Проблема отсутствия доступной среды остро стоит не только в медицинских учреждениях Новосибирской области. По-прежнему люди, передвигающиеся на колясках, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, слабовидящие граждане крайне редко встречаются на улицах, в транспорте или в общественных местах.
К большому сожалению, исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод: Новосибирская область не готова принимать людей с инвалидностью. Пока в столице Сибири, Бердске, Оби, Искитиме и других муниципальных образованиях региона не появится полноценной и главное единой безбарьерной среды, люди с ограничениями здоровья не смогут интегрироваться в общество и будут продолжать оставаться пленниками собственных жилищ. А лечение в необорудованных больницах и поликлиниках так и останутся для них унизительной процедурой. Новосибирск и область не готовы стать инклюзивными, хотя давно пора.
Редакция НДН.инфо направила запрос в Городскую клиническую больницу №11 Новосибирска, чтобы выяснить, что происходит с доступной средой для инвалидов-колясочников в этом медучреждении. Кроме того, запрос с просьбой прокомментировать ситуацию в других медучреждениях области был направлен в региональный Минздрав. Ответов на момент публикации материала не поступило.
Напомним, ранее генпрокурор Краснов рассказал о лекарствах для льготников, которые пылятся на складе.
Арсений Зотов
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!