Вдоль пляжной полосы тоскливо бродят торговцы фруктами, выкрикивая «Ар-буз, ар-буз». Отдыхающие европейцы, китайцы и малазийцы на крики не реагируют, поскольку что такое «арбуз» не знают. А крепкие покупательницы арбузов с пляжей исчезли.
И теперь в освободившемся море иностранцы меланхолично прогуливают своих собачек.
Русских туристов в Таиланде все меньше и меньше. По меньшей мере – в разы. Весной-летом 2014 года исчезли отдыхающие русские полицейские, другие силовики, сотрудники налоговых инспекций, судьи и прочие слуги государства. Не по своей воле, но отказались от Таиланда, по оценкам турагентств, порядка 25 % обычного турпотока. И теперь сцен правильного русского отдыха в кафе уже почти не увидеть.
А в осень и зиму прошлого года, с падением рубля, от поездок стали массово отказываться вполне себе гражданские туристы. Те немногие, кто все же прилетели на новогодние каникулы в Паттайю, в основном купили путевки еще летом прошлого года, при дорогой нефти и казавшемся незыблемым курсе рубля. Но чем ближе к Новому году, тем сильнее с падением курса падал и спрос на отдых. И понятно: если в начале 2014-го наш рубль равнялся тайскому бату, то в начале 2015-го за российскую денежку давали уже 0,37 тайской.
Walking Street, сердце Паттайи, по-прежнему заполнена туристами. Но преимущественно азиатскими.
Взрослые беспрерывно снимают все, что видят.
А их дети задумчиво рассматривают взрослых.
Или шмыгают под ногами в маленьких авто.
Удивительно похожих на автомобили тайской туристической полиции.
Немногочисленные европейцы разглядывают гуляющих из-за столиков в первых рядах баров, ранее полностью забитых русскими туристами.
Пока их дети дисциплинированно осматривают одни прилавки с мороженым.
И другие прилавки с мороженым.
И даже при виде продавца, жонглирующего турецким мороженым не верещат в истерике, в отличие от детей российских туристов: «Мама, купи!».
Российские туристки не пытаются натянуть на свои упитанные фигуры такие милые тайские наряды.
Российские туристы не соблазняются дешевым пивом в стриптиз-барах.
И даже почти дармовой выпивкой в щедрых клубах Go-go. Потому как если пересчитать по теперешнему курсу, то выходит вовсе не даром.
Этот русский бар вот уже несколько лет был одной из достопримечательностей Walking Street. Здесь гуляли только россияне. И гуляли так, что толпы иностранцев сбегались это запечатлеть на свои камеры и мобильники. Шампанское в потолок, напитки – только бутылками, пляски на столах… И вот он теперь, белый русский бар, вымерший и молчаливый.
Русских уныло дожидаются лангусты в рыбных ресторанах.
Россиянам на родном языке обещают, что в ресторанах с них возьмут только за продукты, без стоимости подготовки.
Но несмотря на это, над прилавками не слышно привычных русских диалогов:
— А что, не слабо срубать четырех лангустов каждому?
— Легко, но тогда виски берем по литру.
Русские не взрываются овациями на шоу трасвеститов «Альказар» при виде родных куполов на декорациях. Нет в зале русских.
Русские не заполоняют парк «Нунг Нуч», разгуливая с бутылками пива в руках и в сандалиях, обутых на черные носки.
Русские не впихивают килограммы бананов в просящие хоботы на шоу слонов.
Русские не фотографируются в тех позах, которые они считали привлекательными и фотогеничными на фоне Золотого Будды.
Русские не заполоняют паромы на близлежащие острова.
И в конце концов, русские почти не видны даже в торговых центрах Паттайи.
Где ж вы, земляки, родные, переименовавшие Pattaya City в привычный российскому уху «Патайск»? Отдыхавшие, покупавшие, гулявшие со всей широтой души? И смотревшие на окружающих надменным хозяйским взором через призму крепкого нефтяного рубля? Ну разве что вот здесь, на обочине, падшим ангелом — скромной зазывалой в стриптиз-клуб.
Ну или внутри, в самом стриптизе.
Но только не за столиками, а прямо на подиуме, у шеста. А что, при нынешнем курсе рубля получается вполне даже приличный заработок.
Многочисленным китайским туристам, бороздящим на десятках автобусов ночную Паттайю от одного стриптиза к другому, Russian show girls нравится. Ведь такая экзотика в этой Паттайе — дома друзьям можно будет показать много отличных фото!
Вот такая она оказалась, новогодняя Паттайя, ранее ставшая, казалось, почти русским, веселым, разгульным вечным городом-праздником. С опустевшими русскими ресторанами, барами, магазинами. С сиротливыми отелями на пляжах, из которых русские, по сути, выжили европейцев. Со скупленными на корню и теперь зависшими в пустоте и неизвестности десятками тысяч недоплаченных и никому не нужных квартир в новеньких кондоминиумах…
Паттайя, куда россияне уверенно и по-хозяйски ехали со своим полновесным, наполненным нефтью рублем, теперь лишь улыбается им вечной лукавой азиатской усмешкой.
Потому как морок незаслуженного благоденствия рассеялся. С нефтью менее 50 долларов за баррель, долларом более 60 рублей и курсом 0,37 тайского бата за рубль карета превратилась в тыкву. А Паттайя… Что ж, Паттайя так и осталась городом-праздником — для тех, кому праздник по средствам. Но только уже не для русских. И без русских.
Яков Самохин