i
erid: 2SDnjcNRSGj

Не везет Пушкину в Новосибирске

Правда, в Центральном районе существует улица Пушкина, но что это за улица — грех один: менее десятка невзрачных домов, зажатых между улицей Селезнева и Ипподромской. Между тем совсем рядом пересекает город длинная и нарядная улица Гоголя — младшего современника Пушкина, его верного ученика. На этой улице стоит бюст Гоголя. А на крошечной, исчезающей, почти деревенской улице Пушкина нет ни бюста, ни памятника.

«Пушкин и Гоголь». Картина художника Николая Алексеева

Так случилось, что улицы Гоголя и Пушкина в нашем городе возникли одновременно — в июле 1908 года. Сохранился документ, в котором сказано: «Согласно журналу господ уполномоченных, от 3-го сего (1908) июля за №175, Городским Общественным Управлением намечены следующие названия безымянным улицам города Ново-Николаевска: 1. В Центральной части города между Кабинетской улицей и границей усадебных кварталов от р. Каменки, начиная от имеющей название Вагановской улицы далее по направлению к линии Сибирской железной дороги — первая улица Ломоносова, вторая — Державина, третья — Ермака, далее: Крылова, Карамзина, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Жуковского, Кольцова, Писарева и крайняя у линии железной дороги Мочищенская».

Гляньте на карту Новосибирска: не повезло с улицей не только Пушкину. Например, улица Жуковского была переименована большевиками в улицу Демьяна Бедного, видимо потому, что Василий Андреевич Жуковский воспитывал классово чуждых пролетариату царей, а Демьян Бедный как раз сочинял популярные пролетарские вирши. Не путайте: в Заельцовском районе есть улица Жуковского, но не поэта, а отца русской авиации. От улиц Карамзина и Ломоносова ныне остались одни кусочки.

А вообще на карте Новосибирска можно отыскать фамилии почти всех классиков русской литературы девятнадцатого века. Кроме названных, есть улицы Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Тютчева, Чехова, Льва Толстого — многих. Есть имена и более близких к нам по времени мэтров — Есенина, Блока, Бунина. Была бы в Новосибирске и улица Шолохова, да в 1957 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении имен современных деятелей городам и улицам только после их смерти, и ряд новосибирских улиц горисполком переименовал, в том числе улицы четырех тогда здравствовавших писателей —  Михаила Шолохова, Федора Панферова, Бориса Полевого и Константина Симонова.

Так случилось, что масштаб личности и масштаб улицы не всегда соотносятся. Часто совсем даже не соотносятся. Если улица гениального Александра Пушкина — коротенькая и исчезающая, то, например, улица имени скромного воронежского поэта, хозяина свечного заводика и содержателя постоялого двора Ивана Никитина — вполне солидная магистраль; правда, находится она не в центре, а в Октябрьском районе. Известность этого поэта так мала, что на вопрос, чье имя носит эта длинная улица, новосибирцы отвечают вразнобой: кто называет имя купца Афанасия Никитина, ходившего за три моря, кто инженера Никитина, построившего свод нашего вокзала и Останкинскую телебашню. На вопрос, какие стихи Ивана Никитина вы помните, люди начинают цитировать: «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот несусь я в санках…» Но ведь это стихи другого поэта — Ивана Сурикова, который был младше Никитина лет на двадцать (кстати, он же автор слов песни «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина»). Поделать тут уже ничего нельзя, надо принимать это как должное, а вот отстроить улицу Пушкина, осовременить ее — необходимо. Хорошо бы на ней установить и памятник Пушкину.

Справедливости ради нужно добавить, что в Новосибирске есть бюст Пушкина. История его появления почти детективная и до сих пор не изучена. Бюст находится во дворе Художественного музея Новосибирска. Его открыли в Новосибирске шумно и празднично. Это было в 2015 году. Тогда организаторы признались, что нашли полуразрушенный полутораметровый памятник великому поэту на территории туберкулезного санатория в Бибихе. Чуток подреставрировали и явили миру. Пушкин был в ужасном состоянии: у него была отбита часть головы, но находилась она, слава Богу, рядом. За восстановление первоначального облика бюста взялся новосибирский скульптор Алексей Агриколянский. Он же является автором известного памятника светофору в Новосибирске. В течение полутора месяцев он привел скульптуру в первоначальное состояние.

Однако тайна, кто же является автором бюста и почему Пушкин находился на территории заброшенного санатория, так и осталась неразгаданной. Некоторые уверяют, что автором бюста была знаменитая Вера Штейн, которая долгие годы жила и работала в Новосибирске. Вера Штейн — известный скульптор, училась в Санкт-Петербурге, брала в Париже уроки у самого Родена. В 30-е годы была репрессирована, попала на Соловки, а затем в Сибирь. Делала очень много пушкинских этюдов. Для нее Пушкин был кумиром.

Среди спорщиков есть и такие, которые уверяют, что авторство памятника принадлежит скульптору Елене Телишевой. Она стала членом Союза художников еще в 1968 году. Родилась в Москве, в Новосибирск приехала вместе с мужем — знаменитым скульптором, заслуженным художником России Вадимом Телишевым  в 1963-м. За полвека творческой деятельности участвовала в десятках художественных выставок, создала сотни произведений, украшающих галереи не только России, но и Канады, Германии, США.

И все-таки большинство краеведов уверены, что новосибирский Пушкин сделан очень давно. Как минимум столетие назад. По словам искусствоведов, памятник исполнен оригинально и вдохновенно. Это видно даже сквозь увечья, нанесенные временем. У серийных бюстов всегда можно найти близнеца в каком-либо уголке страны. А у бюста Пушкина из Бибихи никаких «братьев» нет. Кроме того, бюст сделан не из гипса, а из бетона и мраморной муки — создатели подошли к делу основательно.

Федор Буров

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version