i
erid: 2SDnjdu3xKd

Разные роли Олега Утиралова: от дебюта до занавеса

ksonline.ru

У Олега Утиралова в жизни было немало ролей. Сам о себе он заявляет так: «Я являюсь публичной персоной, обладающей известностью как в электрометаллургической отрасли, так и в целом в мире бизнеса». Правда это скромное высказывание — не из наградного листа и не с доски почета, а цитата из искового заявления о взыскании компенсации морального вреда. Нанесенного истцу сотрудником охранного предприятия, который, по словам Олега Александровича, допустил в его адрес нецензурные оскорбления, что «напрямую затрагивает репутацию истца как руководителя среди работников». Репутацию свою г-н Утиралов оценил в 10 млн рублей. Вот только суд с такой самооценкой не согласился и… отказал в удовлетворении требований.

Еще одна роль: осужденный на пять лет условно за мошенничество — изготовление на сумму в 105 млн рублей подложных векселей ОАО «НПО «Сибсельмаш». Вот как в 2006 году оценил труд Утиралова на этом посту нынешний замгубернатора Новосибирской области Сергей Семка: «Уже пострадали тысячи людей, работников предприятия, бюджет недополучил миллионы рублей. Думаю, что не открою тайны, если скажу: нужно поменять директора». И Утиралова отстранили от должности, но, увы, «Сибсельмаш» это не спасло.

И еще одна роль Олега Утиралова: акционер и генеральный директор ОАО «Сибэлектротерм». После нескольких лет его выдающегося руководства крупнейшее за Уралом предприятие электрометаллургического машиностроения в 2017 году решением Арбитражного суда было признано банкротом.

{article type=»k2″ id=»35659″}[div class=»introduced»][link]

[title] [/link] [/div] {/article}

А также и многие-многие другие роли: обвиняемый в невыплате зарплаты; находящийся в федеральном розыске по обвинению в неуплате налогов в особо крупном размере; личный кредитор управляемого собой же предприятия, участник процесса о субсидиарной ответственности по убыткам, причиненным группой лиц ОАО «Сибэлектротерм».

Впрочем, и «зрители», коими являлись сотрудники руководимых Утираловым предприятий, и «критики» — представители правительства Новосибирской области, «творчество» нашего героя воспринимали всегда примерно одинаково. Так, в 2017 году работники и ветераны «Сибэлектротерма» обвинили его в бедственном положении завода и, обращаясь к власти, просили остановить процесс разрушения, начавшийся, по их мнению, с приходом новой «труппы» — той самой, при которой и прогорел «Сибсельмаш». Кроме Утиралова, называли фамилии Бриндикова, Белоусова, Пешковой. Все они когда-то играли ведущие партии на «Сибсельмаше», а после банкротства стали танцевать от «Печки».

Николай Симонов, занимавший в то время должность министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, дал следующую «рецензию», опубликованную в июне 2017 года на информационном портале «Сибкрай»:

«Разделяем обеспокоенность трудового коллектива предприятия неудовлетворительным положением дел в ОАО «Сибэлектротерм» — социально и экономически значимом для региона и России предприятии», — указал в письме в редакцию министр Симонов. И подробно указал, что за последние годы объемы производства и реализации продукции снизились более чем в три раза, численность работников сократилось вдвое. Завод не имеет ресурсов для ведения производства, своевременной выплаты заработной платы, социальных и налоговых платежей. Задолженность по краткосрочным и долгосрочным обязательствам превысила один миллиард рублей. На расчетные счета был наложен арест. «Основными причинами кризисного положения на ОАО «Сибэлектротерм» стали просчеты руководителя Утиралова О. А. в управлении бизнесом, работе с заказчиками, организации производства и планировании развития. В результате перераспределения акционерного капитала ОАО «Сибэлектротерм» контрольный пакет акций оказался у обществ, подконтрольных Утиралову О. А., что привело к корпоративному конфликту акционеров», — сообщил Симонов.

Проверка Государственной инспекции труда выявила неоднократные нарушения требований по выплате заработной платы сотрудникам, что позволило инициировать в отношении генерального директора ОАО «Сибэлектротерм» Олега Утиралова судебное разбирательство, которое в итоге привело к его дисквалификации.

{article type=»k2″ id=»29971″}[div class=»introduced»][link]

[title] [/link] [/div] {/article}

Сегодня наш герой ангажирован в моноспектакле: в качестве должника по кредитным договорам на вышеупомянутую сумму в 345,8 млн рублей. Из них с Олега Александровича по исполнительному листу пока удалось взыскать только 100 618 рублей и 40 копеек. Нетрудно подсчитать, что такими темпами он выплатит долг лет этак за 280, не раньше.

Вот потому ООО «Инвест Плюс» и примеряет Олегу Утиралову роль банкрота. Если Московский областной арбитраж примет решение о его несостоятельности, ситуация со взысканием долга изменится.

Как поясняют юристы, права на управление имуществом перейдут к финансовому управляющему, назначенному судом из числа членов саморегулируемой организации, предложенной кредитором. Управляющий обеспечит взыскание задолженности: проанализирует ранее совершенные Утираловым действия, при необходимости оспорит их, предпримет меры к возврату в конкурсную массу активов, выведенных через цепочку сделок, а также к розыску имущества должника, оформленного на родственников и прочих доверенных лиц. По словам экспертов, схемы, используемые недобросовестными должниками, с каждым годом становятся более замысловатыми, но вместе с тем суды, разбирая банкротные дела, учитывают это и все чаще встают на сторону кредиторов.

Стремясь избежать такой участи, Олег Утиралов еще в феврале этого года попытался войти в роль банкрота и подал в Новосибирский арбитраж заявление о собственной несостоятельности из-за долга в 5 млн рублей. Но суд оставил этот иск без движения. Во-первых, доказательства уплаты госпошлины в размере 300 рублей «известный в мире бизнеса» истец суду не предъявил. А, во-вторых, суд выяснил, что «публичная персона» прописана не в центре Новосибирска, а в маленькой деревеньке Московской области, следовательно, банкротиться ему положено в подмосковном арбитраже. Где Олега Александровича уже ожидал иск ООО «Инвест Плюс».

Но мало ли на свете несыгранных ролей. В 2020 году Олег Утиралов дебютировал еще в двух. Первая — заявитель о совершенном преступлении. Через два месяца после подачи иска о банкротстве от ООО «Инвест Плюс» Олег Александрович как акционер ОАО «Сибэлектротерм» обращается в Управление СК России по Новосибирской области. И, продолжая воплощать свои фантазии, сообщает, что руководители и учредитель ООО «Инвест Плюс» якобы допустили мошеннические действия по захвату его имущества, направленные на совершение преступлений в сфере налогового законодательства.

Но эта роль у Олега Утиралова тоже как-то не задалась. После полутора с лишним месяцев проверки следователь по особо важным делам Управления СК по НСО В. А. Тарасов на 11 страницах постановления изложил, что же произошло на самом деле. В кратком пересказе это выглядит так: Банк «Левобережный» длительное время пытался реализовать права требований по безнадежно просроченным кредитам трех компаний: ОАО «Сибэлектротерм», ООО «СМК» и ООО «ПО «Гормаш» на общую сумму более 470 млн рублей. И наконец в 2019 году, хотя и с существенным дисконтом, права эти реализовал. В итоге они перешли, в том числе, к компаниям РАТМ Холдинга, в частности к ООО «Инвест Плюс».

«Законность, приемлемость формы передачи прав требования (…) прошли тщательную проверку в Арбитражном суде Новосибирской области, в Арбитражном суде Кемеровской области, в Седьмом арбитражном апелляционной инстанции, в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа, в Ленинском районном суде г. Новосибирска, в Новосибирском областном суде, — отметил следователь. — Реализация таких прав требования осуществлялась исключительно в форме, предусмотренной действующим законодательством».

В итоге 22 июня следователь в возбуждении уголовного дела по заявлению Олега Утиралова отказал за отсутствием события преступления. Самому же Олегу Александровичу достался маленький утешительный приз — следователь не стал возбуждать против него дела о заведомо ложном доносе.

Да, в Следственном комитете дебют в роли заявителя Олегу Утиралову не удался. Но он тут же сменил сцену СК на подмостки Арбитражного суда НСО, куда обратился с намерением подать иск к президенту РАТМ Холдинга. Считая необходимым принять предварительные обеспечительные меры, Олег Александрович пожелал, чтобы суд наложил арест на имущество ответчика на сумму более 268 млн рублей.

В отличие от Следственного комитета с его 11 страницами отказного постановления Арбитражный суд расписал свое «не верю» всего на семи листах. «Заявитель ссылается на множественные нарушения и факты злоупотребления правом… Однако вместе с тем это не означает, что доводы заявителя о принятии обеспечительных мер могут быть основаны только одними лишь выводами заявителя, не подкрепленными какими-либо доказательствами… Таким образом, суд приходит к выводу, что требования о принятии обеспечительных мер не отвечают принципу разумности, справедливости».

Ну а что в бэкграунде Олега Утиралова вообще соответствует этому принципу? Обанкроченный «Сибсельмаш», обанкроченный «Сибэлектротерм», пять лет за подложные векселя — правда, условно, но фамилия Утиралова сейчас фигурирует в деле о хищении станков, и прочее, прочее…

Столько лет на разных подмостках в разных ролях. Но в одном амплуа, которое тот же «Сибкрай» обозначил, как «киллер» сибирской промышленности». Причем играет он так, что букетов на сцену не кидают и аплодисментов не слышно…

Николай Комарков

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version