Нашумевшая выставка «СИБИРЬ.НЮ. 4.0» открылась в лофт-парке «Подземка» вечером 20 августа. На подходе к кассам толпится народ, организаторы стараются как можно быстрее рассчитать каждого и вручить билет-браслет. А после направляют в концертный зал, двери которого охраняет милая девушка — она измеряет температуру и предлагает обработать руки антисептиком.
Дальше темнота, в зале горят только тусклые огни, поэтому внимание приковывает экран, расположенный посредине — проектор транслирует черно-белый ролик с позирующими обнаженными девушками. Гости занимают места, кто-то подходит к бару, где желающим раздают шампанское. Стоит отметить, закончилось оно быстро.
«У нас получилась уже четвертая программа», — говорит председатель новосибирского регионального союза фотохудожников России Евгений Иванов, — Этот проект не совсем простой, как может показаться, фотография в стиле ню — одна из базовых фотографических тем для любого фотографа, но все работы всегда разные».
По словам известного фотохудожника, участие в этой выставке приняли 25 человек, должно было быть больше, но, увы, подать заявки подать успели не все. В частности, не успели фотографы из Кузбасса, их работы замечательны, утверждает фотохудожник, в Новокузнецке сильная школа, начатая еще Николаем Бахаревым.
Николай Бахарев — участник многих международных и российских выставок. Его работы хранятся во многих музейных и частных коллекциях. Пресса называла Бахарева «Русским Ньютоном»: «Общее только тело. И Ньютон, и Бахарев любят «обнаженку». Только у Ньютона это — богини, у Бахарева — тетки». Журналисты подчеркивали, что фотоаппарат Николая Бахарева «способен измерить количество сексуальной энергии, выделяемой каждым объектом, до наноджоуля». Сейчас фотохудожнику 73 года, и он продолжает творить.
Фото Николая Бахарева
После того как фотографы представились, на сцену вышла экстравагантная пара, началось необычное шоу. Парень начал связывать девушку эстетичными узлами, эта техника называется шибари.
Смысл шибари — при помощи веревок связать человека так, чтобы обвязка не только фиксировала его тело и ограничивала подвижность, но и смотрелась эстетично благодаря красивым узлам и переплетениям. В современном обществе техника нередко используется как прелюдия перед сексуальным контактом. Хотя изначально, много лет назад, она была разработана японскими солдатами для связывания пленных.
Все шоу длилось около получаса, связанная девушка постепенно привязывалась к висячей перекладине, на ней она принимала совершенно разные положения. Аккуратные узлы и плетения позволяли ее партнеру буквально «лепить» любые фигуры. Представление проводили громкими аплодисментами.
Фотографии творцов разместились на втором этаже основного пространства лофт-парка. Работ настолько много, что территорию пришлось делить лабиринтом, гости ходят по узким коридорам, на стенах которого висят фотографии и картины.
«Для чего я развесил работы? — отличный вопрос, Иван. Может быть для тщеславия, — говорит известный фотограф с многолетним стажем Константин Ощепков. — И этим вопросом вы подрубили самый корень моего тщеславия».
Эксцентричный мужчина скромно называет себя фотолюбителем, когда большинство фотографов считают его настоящим профессионалом своего дела. Снимать в жанре ню Ощепков начал в далеком 1987 году.
«Первая трудность, с которой я столкнулся, уговорить женщину раздеться», — шутливо отвечает фотограф.
«Чтобы раздеть модель, достаточно одного — быть хорошим фотографом, — утверждает Ощепков — Вы показываете девушке снимки, пейзажи, натюрморт. Хорошие фотографии видны сразу. Тогда девушка понимает, что она пришла не просто так, а этот фотограф — ее судьба».
Специалист навскидку сообщил, что за свою жизнь сфотографировал около тысячи девушек, а может и две тысячи. Константин занимается фотографией всю свою жизнь, при этом являясь по образованию инженером-конструктором. До 1993 года Ощепков работал на Новосибирском приборостроительном заводе, позже ушел из-за кризиса и стал профессиональным фотографом, но не так давно опять вернулся в родной цех.
«Я снимал абсолютно все, ню — это только небольшая часть. В этом году, после перерыва в 26 лет, снова стал инженером-конструктором. Сейчас я чистый фотолюбитель и снимаю только ню», — комментирует Ощепков.
Свое решение фотограф аргументирует философски: «Потому что я чувствую себя человеком, который создает цивилизацию. Эту цивилизацию создают инженеры, а фотографы — это побочный продукт. Если начнется война, всех фотографов отправят рыть окопы. А инженер — это человек, занимающийся техническим искусством».
В настоящий момент, когда время мирное, художники, фотографы нужны для украшения этого мира, подытоживает Константин Ощепков. Поэтому, по словам организаторов выставки, они стараются внедрить современное искусство в массы, показать работы как можно большему количеству народа, привить вкус.
Иван Щетинин