Медики всего мира называют это революцией и большим научным прорывом: создан новый класс лекарств, которые способны эффективно бороться с ожирением. В отличие от давно рекламируемых и мало кому реально помогающих «сжигателей жиров» эти препараты способны воздействовать не на конечный результат пищеварительного процесса (отложение избытка калорий в виде жиров), а стоять на страже у «входных ворот организма: контролировать наш аппетит. У препаратов, которые создавались для лечения сахарного диабета второго типа, ученые обнаружили очень полезный побочный эффект: выяснилось, что они помогают сбросить лишний вес. Новое лекарство в короткие сроки обрело невероятную популярность, фотографии результата «волшебных уколов» в формате «до» и «после» заполонили интернет. Тем не менее, врачи с большой осторожностью относятся к массовому увлечению этими чудо-уколами именно как средством для похудения, поскольку все они имеют целый ряд серьезных противопоказаний. Об этом и обо всех других аспектах, связанных с этими препаратами, нам удалось расспросить известного популяризатора медицины, ведущую программ Первого канала о здоровье доктора медицинских наук Елену Малышеву.
— Елена Васильевна, расскажите, пожалуйста, почему препараты для лечения диабета вызвали такой бум во всем мире?
— Начну с того, что врачи относятся к ожирению как к тяжелейшей проблеме. Ожирение связано с колоссальными изменениями в организме и является одной из причин инсультов, инфарктов, гипертонии, тромбоэмболии, астмы, деменции, жировой дистрофии печени, бесплодия, артрита, а также 12-ти типов рака. К великому сожалению, глобальных средств борьбы с ожирением до последнего времени не существовало. А так как задача медицины — защищать людей от трагедии, то, конечно, поиски таких лекарств велись. И теперь можно сказать, что в лечении ожирения безусловно произошла революция. Сегодня существует три группы препаратов, которые используют для лечения ожирения, и все они являются инъекционными. Родоначальник этих лекарств — лираглутид. Он зарегистрирован в России и как иностранный препарат (Саксенда или Виктоза), и как русский (Энлигрия). Следующим стал семаглутид (Оземпик), в России зарегистрирован как Квинсента. И последний — тирзепатид, который пока в России не зарегистрирован. Он относится к последнему поколению этой группы лекарств, которое является более эффективным.
— Как работают эти препараты?
— Когда еда попадает в желудок, выделяется гормон, который называется глюкагоноподобный пептид-1 (ГГП-1). Он стимулирует выделение инсулина — гормона, ответственного за переработку глюкозы. У диабетиков этот механизм нарушен, поэтому были разработаны препараты, которые имитируют действие ГГП-1. Они повышают выработку инсулина и лечат диабет второго типа. И вдруг оказалось, что люди, получающие лечение, начинают худеть. У препарата два механизма действия: он подавляет центр насыщения в гипоталамусе и замедляет опорожнение желудка. Грубо говоря, когда желудок не освобожден, вы долго чувствуете себя сытым. И у тех пациентов, которые этот препарат принимают (а я отношусь к тем, кто принимал все эти группы препаратов с начала их появления на рынке), пропадает аппетит. До сих пор помню свои первые ощущения: я перестала думать о еде и о том, зачем я что-то съела. Вдруг моя жизнь наполнилась другими смыслами — это потрясающее чувство!
— Насколько хорошо эти препараты изучены?
— Когда создаются такие препараты, то самое главное, на что ориентированы создатели — на критерии безопасности. Они должны быть очень высокими, потому что лекарства от диабета люди принимают пожизненно. Количество научных работ, которые предшествовали этим исследованиям, было огромными, и мы, врачи, были потрясены тем, что прочитали. В исследованиях приняли участи две группы: группа, которая худеет с помощью препаратов, и группа, которая худеет без препаратов, но с которой постоянно работали диетологи, психологи и нутрициологи. Наблюдение проводилось полтора года — и оказалось, что люди, принимавшие семаглутид, снижали вес в семь раз эффективнее, чем те, кто его не принимал. Суммарно вторая группа похудела в среднем на два с половиной килограмма, а первая снизила вес в среднем на 15 килограммов. Дальше было показано, что препараты семаглутид и лираглутид снижают риск развития деменции, колоректального рака (рак толстой кишки и рак прямой кишки), сердечной недостаточности, инфарктов и инсультов. Наконец-то у нас в руках появились препараты, которые являются крайне серьезными и помогают людям жить, и вся профессиональная медицина считает препараты этого класса величайшим прорывом в медицине. Более того, когда иностранные лекарства ушли с рынка, наши производители в кратчайший срок создали практически целый класс лекарств, и продолжают создавать.
— Но ведь побочные эффекты существуют?
— Все без исключения лекарства, которые являются эффективными, имеют побочные эффекты. И на этот счет не должно быть никаких иллюзий. Это инъекции. Поэтому существуют правила приема этих лекарств. Они состоят в том, что человек получает это лекарство по назначению врача после определенных исследований, чтобы исключить противопоказания для использования. Глобально противопоказания делятся на две больше группы: первая — это особые формы рака щитовидной железы, вторая — множественные эндокринные раки.
— Недавно появился термин «оземпиковое лицо» — когда после приема данного препарата кожа лица становится обвисшей и дряблой. Действительно ли есть такой побочный эффект?
— Люди худеют одинаково — с лекарством или без него. Когда человек сильно худеет — особенно этот относится к людям старшего возраста — это будет отражаться и на лице. Поэтому люди с «оземпиковым лицом» — это глупость. Тем более, что все препараты этого класса назначаются с постепенным повышением доз. Аппетит снижается существенно, но постепенно.
— Елена Васильевна, поделитесь, пожалуйста, своим мнением: с чего нужно начать, если человек решил похудеть?
— Все принципы остались те же самые, но основное — здоровый образ жизни. Никто не говорит о том, что все люди должны принимать лекарства, но к великому сожалению, огромное количество людей не в состоянии с собой справиться, и рекомендации — правильно питаться и заниматься физкультурой — не выполняются. Более того: если у человека высокая степень ожирения, он просто не может этого сделать. Не может даже ходить, потому что у него одышка. И для таких людей эти препараты — прекрасный выход, который позволяет перейти к здоровому образу жизни. Потому что после снижения веса люди начинают ходить, им становится проще правильно питаться, потому что они переходят на правильные объемы еды. Мой совет один: если вам нужна врачебная помощь — вы должны пойти к врачам, которые занимаются этой проблемой. Только к врачам! Врач должен назначить полноценное обследование для того, чтобы перед назначением препарата убедиться в отсутствии противопоказаний. Если противопоказаний нет и вам назначили лечение, то все-равно вы должны показываться доктору один раз в три месяца. С приходом этого класса лекарств у нас действительно произошла революция, но из этого не следует, что найдена панацея. Это серьезные препараты, которые требуют серьезного подхода и уважения к себе. И еще хочется сказать, что снижение веса никакого отношения к стандарту красоты не имеет. Снижение веса — это возможность не заболеть тяжелейшими болезнями, в том числе 12 видами рака.
Елена Соколова
(ИА «Столица»)
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!