Концепция УГ преподносится как технология консолидации протестного электората вокруг конкретного выдвиженца — кандидата назначает коалиция и альтернативы в рамках УГ ему нет. Гражданам называют ФИО одобренного выдвиженца, за которого они должны проголосовать, если хотят перемен к лучшему. Получается некая госпропаганда, только наоборот.
«Таким образом оппозиция зомбирует и дезориентирует избирателя, навязывая логику выборов без выбора, потому что человек даже не вникает в суть предвыборной программы кандидата, в то, насколько тот сможет представлять интересы своих избирателей в законодательном органе. Людей, в сущности, отговаривают думать и ответственно подходить к своему выбору. А кто будет отвечать за последствия выбора, когда окажется, что кандидат откровенно слаб для депутатской работы? Этот вопрос всегда остается для «несистемщиков» риторическим», — говорит президент фонда «Институт развития», политолог Виктор Милитарев.
Штаб коалиции «Новосибирск 2020» рассылает всем зарегистрированным, а в ряде случаев и незарегистрированным на сайте их проекта пользователям конкретные указания по голосованию в каждом округе. Политаналитики считают, что тем самым УГ подрывает сам принцип демократических выборов, когда выбор осуществляется самим избирателем.
«Это подмена понятий. Людей не призывают прийти на выборы и проявить свою гражданскую позицию, что как раз было бы логично для риторики оппозиции, убежденной в том, что власть работает на сушку явки и мобилизацию бюджетников. Напротив, коалиция закручивает гайки. Всех сочувствующих она призывает голосовать за названного кандидата. Причем не имеет значения, что он собой представляет. Гражданам не говорят: голосуйте за Ивана Ивановича, потому что он умный и честный. Нет, им говорят: идите — голосуйте за Ивана Ивановича, чтобы мы с вами показали, какая мы сила, мы можем дать общий результат на голосовании. Иными словами — давайте назло маме отморозим уши», — отмечает политолог Максим Жаров.
При этом поддержку в рамках «умного голосования» получают подчас весьма неоднозначные личности. Так, среди одобренных в рамках УГ, в частности, бывший муниципальный депутат гордумы Асбестовского городского округа (Свердловская область) Наталья Крылова. В этом году на нее заведено дело о распространении фейковой информации в период пандемии коронавируса. В прошлом году жители Асбеста подали коллективный иск о лишении Крыловой мандата в связи с тем, что депутат, по их данным, пыталась скрыть сведения о своих реальных доходах, сообщает «Сиб.фм».
В конце августа Пресненский суд Москвы поместил под домашний арест до 18 октября депутата Мосгордумы от КПРФ Олега Шереметьева, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. Ущерб, нанесенный парламентарием столичному бюджету, следователи оценили в 2 млн рублей. Шереметьев был в списках УГ в 2019 году.
В Новосибирске концепция УГ противоречит риторике самой коалиции, которая активно распространяет в Сети ролик о «захвате» представительной власти в городе строительным лобби. В горсовете действительно немало представителей строительного бизнеса. Однако УГ по какой-то причине поддерживает сразу ряд кандидатов-строителей. К примеру УГ поддерживает самовыдвиженца Степана Сафонкина, директора по строительству ООО «Альянс», соучредителем которого выступает ООО «Сибирь-Развитие» давнего члена фракции ЕР в Заксобрании Валерия Червова. Последний в своих листовках хвастает тем, что он во власти вот уже четверть века. Столько же, сколько Лукашенко. Сафонкин человек вполне системный. Он состоит в Общественной палате, членов которой утверждают заксобрание и губернатор, те самые представители партии власти, против которой, казалось бы, и направлено УГ. Наблюдатели не исключают, что в случае успеха на выборах Сафонкин вполне может влиться во фракцию ЕР. И он такой в новосибирских списках УГ далеко не один.
Виктор Милитарев уверен, что проблема с кадровым составом в рамках «умного голосования» будет системной, так как сама эта концепция не нацелена на подготовку кандидатов и их проверку на предмет личной порядочности.
С ним соглашается и Максим Жаров. Он считает, что к предлагаемому подходу к голосованию избиратели будут относиться с большим подозрением: «Не думаю, что коалиции всерьез удастся повлиять на выборный процесс, как раз-таки потому, что у людей стоит блок на заранее обозначенные рамки и ограничения. Они не захотят голосовать под диктовку. Тем более в тех случаях, когда голосовать надо за очень неоднозначных кандидатов». Если все останется как есть, кандидаты от УГ так и не станут своими людьми для избирателей, оставаясь чисто техническими фигурами, полагает эксперт.