Погрузиться в атмосферу эстонской общины, отведать блюда национальной кухни и посетить музей национального быта довелось журналисту НДН.инфо в рамках инфотура «Попробуй Томск!», организованного Администрацией Томской области.
От Томска до Эстонии — четыре с лишним тысячи километров! Но ценить народную культуру, быт и обычаи прибалтийского народа можно и в нескольких часах езды от Новосибирской области. Для этого достаточно оказаться в селе Березовка Первомайского района Томской области.
Здесь вот уже два столетия живут эстонцы, а также переселенцы из Латвии и Польши. С первого взгляда понятно, что люди живут тут в тихой, умиротворенной и пасторальной обстановке. Однако история у этого места была довольно бурной.
Впервые группа эстонских и финских крестьян появилась здесь в далеком 1803 году. Их выслали из Санкт-Петербургской губернии на вечное поселение в Сибирь — за участие в восстании против местного барона фон Унгерн Штернберга, подданного российского императора.
Первые жители назвали основанную здесь таежную деревеньку Касакюла (от эстонского Kasekula — Берёзовое). Однако самая большая волна переселенцев пришла сюда уже в начале XX века, в период столыпинских реформ.
«Наши предки ехали сюда в поисках лучшей доли, — рассказывает Людмила Карловна Богенс, много лет проработавшая руководителем местного Дома культуры. — Потому что в Эстонии их ожидало только батрачество на помещика. А здесь государство обещало большой надел земли и давало хорошие подъемные. На одного члена семьи мужского пола давали 15 гектаров земли и 150 рублей подъемных. Это были хорошие деньги, потому что корова стоила 25 рублей, лошадь 30. То есть можно было разжиться. Добирались, конечно, долго и трудно – выезжали весной, приезжали к осени. Первый год жили в землянках, каждый на своем участке. У местного населения переселенцы покупали скот, в последующие годы сеяли, пахали. А по вечерам собирались у костра, вот такого примерно, как можно увидеть сегодня на нашем хуторе, и пели народные песни под скрипку».
В период с 1906 по 1914 гг. в Сибирь переселилось более 9000 эстонцев, рассказала нам экскурсовод тура Дарья Павлова.
«Они поселились в селе и по окрестным хуторам, при этом у каждой семьи был свой покос, огород, пастбище. Сибирские эстонцы продолжали сохранять свой национальный дух и культуру, — отмечает Дарья Павлова. — В 1930 году местным сообществом в складчину был куплен паровой котел и стала действовать общая маслобойка. Революционные волнения обошли березовцев стороной, а вот волна репрессий в 1937 году была очень жесткой. Всего по селу было репрессировано 38 человек, тридцать из которых были расстреляны или погибли в лагерях».
Тогда же была предпринята «русификация» села: ликвидирована молельня, обучение в начальной школе ввели только на русском языке. Несмотря на это жители сохранили родной язык, а главное — национальные традиции и донесли их через десятилетия до нынешних времен.
Уже в наше время несколько семей по программе переселения попытались вернуться на историческую Родину, но не смогли прижиться там. Сказались отсутствие работы и высокие языковые требования к получению гражданства, сложные даже для этнических эстонцев. В итоге большинство переселенцев вернулись в Сибирь.
Погрузиться в атмосферу национального колорита можно сегодня благодаря отдыху на Яновом хуторе, где обстановка былых времен сочетается с сервисом на современном уровне.
Янов хутор — это этнокультурный комплекс, где на большой территории под открытым небом воссоздан исторический быт эстонцев. Здесь построены настоящая эстонская рига, летняя крытая веранда «Мартынов двор», деревянные скульптуры, качели и мостки через пруд, мельница, колодец-журавль и гостевой домик на берегу озера.
Есть здесь и домик колдуньи, которая сильно похожа на нашу Бабу-Ягу.
На обзорной экскурсии расскажут историю про особенности быта эстонского села, в домике-музее покажут редкие старинные вещи. Мест для фотосессии здесь предостаточно, но есть и вовсе уникальная достопримечательность — огромные фигуры животных из… сена. Фото с этим «зоопарком» вполне способны «взорвать» ваш инстаграм.
Участников инфотура угостили и национальными блюдами — вкуснейшими домашними колбасками, сыром, глинтвейном и пивом по старинному рецепту. А также стейками из мраморной говядины, приготовленными на наших глазах. Кстати, отменное мясо для стейков производят именно здесь — на Березовской ферме, которая занимается разведением исключительно чистопородных герефордов (порода коров). Для поддержания хорошего настроения гостям исполнили народные песни.
На Яновом хуторе проводятся не только экскурсии, но ежегодный межрегиональный фестиваль эстонской культуры «Янов день». Это аналог нашего праздника Ивана Купалы, который отмечают в ночь на 24 июня (по старому стилю выпадал на 7 июля), в день летнего солнцестояния. Сюда съезжается большое количество ценителей этнокультуры, организуются выступления творческих коллективов, интерактивные площадки, фотозоны, выставка-ярмарка мастеров декоративно-прикладного искусства и гастрономические ряды. Гости фестиваля могут, как и древние эстонцы, принять участие в обрядах собирания росы и опускания венков на воду, поводить хоровод вокруг костра.
Остается отметить, что, по данным Министерства культуры от 2018 года, Янов хутор вошел в число одного из лучших этнопарков России. Гостей здесь встречают словами «Tere tulemast», что означает «Добро пожаловать!» В памяти каждого посетителя эта фраза остается навсегда, вместе с замечательными впечатлениями от отдыха и частичкой эстонской культуры в душе.
Вячеслав Ведерников, фото автора
5 причин, чтобы съездить в Томск и 5 мест, которые надо там посетить — здесь
В гости к Воеводе в XVII век — Семилуженский казачий острог здесь