Магия шаманов
В северной части России почти нет культа шаманизма, уверяет доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии института Аркадий Бауло. Из-за этого ценность обнаруженной шаманской атрибутики увеличивается.
«Мы работали на территории двух северных субъектов: в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Изучали культуру ханты и манси. Год выдался на Севере сложным. Это связано с тем, что произошло резкое падение воды (…) На середине реки приходилось толкать лодку при помощи березового шеста. Год был тяжелый еще и потому, что нас постоянно сопровождали хищники, куда бы мы не шли. Везде были следы громадных медведей», — поделился ученый.
Невзирая и на хтонические сложности, и на эпидемиологическую ситуацию, Бауло удалось привезти десятки находок. Для обывателя найденные предметы покажутся нелепыми, но, на самом деле, через них можно лучше понять быт и особенности мировоззрения хантов и манси.
Например, чтобы войти в транс для связи с потусторонним миром или, как говорит историк, чтобы войти в процесс камлания, нужно надеть специальный колпак. Один путешественник XVIII века сравнил общение с духами с призывом дьявола: «Ворожей или волхв, связавшись, бросается на землю и делает разные своей харей чудобразия, ломается и превеликим в чуму огне коверкается с плачевным разговором, призывая союзника своего Сатану».
По итогам «северного привоза» Аркадий Бауло и его коллеги нашли и кукол. Они, согласно старообрядческим религиозным традициям, сначала использовались как шкатулки для человеческих душ. Углубляясь в культурное наследие северных народов, ученые обнаружили и иттармы — временные вместилища душ умершего человека. По рассказу ведущего научного сотрудника отдела этнографии, этот феноменом существует только у хантов и манси: через четыре или пять дней (в зависимости от пола) изготавливают антропоморфную фигурку. Похожую на человека куклу делают либо из дерева, либо из свинца. А когда у родственников погибшего рождается ребенок, душа, что вселилась в иттарму, связывается с шаманом. По традиции имя умершего передается рожденному, а куклу помещают на чердак — она становится духом покровителем.
Последние атрибуты — жертвенные шлем и покрывало, изготовленные в 1920-е. Специфическое одеяние использовали для не менее специфического обряда: во время жертвоприношения на коня надевали шлем и под него клали одеяло, чтобы он так отправлялся на небеса.
Антропология Ново-Николаевска
«В этом году работы проводились не только в сельской местности, но и в Новосибирске», — начала доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии института Елена Фурсова.
Казалось бы, что можно интересного рассказать про сердце Сибири? Все изучено вдоль и поперек. Все-таки есть. Ценность городского пространства заключается в умелом сочетании разных архитектурных эпох, то есть даже новостройки, согласно современным урбанистическим идеям, могут сосуществовать с деревянными домиками. Последние 20-30 лет этнографы занимаются «антропологией спасения» — изучая остатки Ново-Николаевска и проявления Новосибирска, они реконструируют и документируют историю новосибирцев. Сакральные предметы, истории старожилов и связанные с ними обычаи сибиряков — часть нашего города, которую нельзя игнорировать или забывать, считает Фурсова.
Основное внимание этнографических исследований в 2020 году ученые сосредоточили на молельных домах старообрядцев. В основном, там живут бабушки-молитвенницы. Большинство из них прибыли из Центральной Сибири. Ценнейшая находка в результате изучения молельных домов — сундук ручных полотенец. В чем же важность тряпичных изделий? Это оказалось собрание жертвенных полотенец (37 штук).
Несколько из них имеет орнамент виноградной лозы — символ Иисуса и христианства. Но сибирская адаптация виноградной лозы больше похожа на обыкновенную цветочную лозу, так как старообрядцы не выращивали виноград. Отсылка к христианскому вероучению в виде природного сюжета — редкость, так как с 1940-50 годов женщины перестали вышивать подобные мотивы. Приоритетнее для изображения стали животные, городские пейзажи, примитивные орнаменты.
«Они (полотенца) были складированы для выполнения особых ритуалов. Ясно, что это похоронно-поминальные ритуалы. Во-первых, погружение гроба в могильную яму на полотенцах. Потом повязывание полотенца на могильном кресте. Еще в родительские или поминальные дни полотенца вывешивали на иконы — эта традиция сохраняется до сегодняшнего времени», — заключила Елена Фурсова.
Мистификация старообрядчества, предметы для жертвоприношения, общение с загробным миром — часть истории жителей России. Может быть, мы все-таки не так уж и далеки от наследия древних кельтов — Хэллоуина, который в ночь на субботу будут отмечать во многих странах мира.
Альберт Вальгер