i
erid: 2SDnjcNRSGj

Как проходила в Новосибирске последняя демонстрация 7 ноября

музей новосибирска

Десятилетиями и поколениями новосибирцы, как и жители других городов СССР, два раза в год ходили на демонстрации — 1 мая и 7 ноября. Утром колонны двигались в сторону площади Ленина. К обеду демонстранты попадали домой. Похожая ситуация была и 30 лет назад — в ноябре 1990 года. Тогда состоялась последняя праздничная демонстрация, еще при живом СССР.

Демонстрации выражали идеологию СССР напрямую. Более 70 лет в каждую годовщину революции с торжественной гордостью прославлялось не что иное, как захват власти большевиками и развал Российской империи. Давайте вместе вспомним, как тридцать лет назад, осенью 1990 года, о ноябрьских праздниках рассказывала партийная областная газета «Советская Сибирь».

Примерно за месяц до 7 ноября Сибирский институт социального управления и политологии (экс-Новосибирская высшая партийная школа) провел опрос жителей Новосибирска об отношении к Октябрьской революции и праздничным мероприятиям в ее честь. В опросе приняли участие рабочие, инженеры, врачи, учителя, научные работники, студенты, пенсионеры — всего 668 человек.

Задавался только один вопрос: «Как бы вы хотели отметить 73-ю годовщину Октября». Предлагалось пять вариантов ответов, в том числе достаточно острый: «Считаю 7 ноября днем национальной катастрофы и выступаю против всяких празднеств в этот день». Сразу скажем, что положительно ответили на этот вопрос 10,8% опрошенных. Доля не велика, но учитывая, что еще в середине 70-х за саму такую формулировку можно было надолго попасть в поле зрения спецслужб, это все-таки достаточно мощный протестный показатель. Более 80% респондентов высказались за проведение торжеств в честь Октября.

«Население города в целом поддерживает идеи революции и социализма. Есть все основания для проведения праздничных мероприятий как в традиционных формах, так и для поиска новых. Следует иметь в виду большую массу политически пассивных людей [треть опрошенных высказалась за праздник, но идти на демонстрацию не желали]. Процент лиц, настроенных антикоммунистически, небольшой, но они настроены агрессивно и весьма активны в свой деятельности», — гласил вывод исследования. Там же отмечалось, что у большинства респондентов вызвал изумление и возмущение предложенный вариант ответа: «7 ноября — день национальной катастрофы».

20 октября 1990 года в «Советской Сибири» были опубликованы «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Напрямую будущих мероприятий это не касалось, но передавало общие настроения эпохи заката Советского Союза. В тексте говорилось об отсутствии альтернативы перехода к рыночной экономике, о том, что этот переход диктуется интересами человека, он нацелен на «преодоление дефицита и позора очередей». Там же шла речь о свободном ценообразовании и последовательной интеграции страны в систему мирохозяйственных связей.

25 октября газета напечатала традиционные Призывы ЦК КПСС к 73-й годовщине революции. Всего их было 17. Насколько звонко они отзывались в сердцах жителей страны, сейчас сказать сложно.

Товарищи! Будем верны идеалам Октября, отстоим имя и дело Ленина!

Юноши и девушки! С честью носите имя гражданина СССР! Ум и энергию молодежи — делу перестройки!

Люди мира! Соединим усилия в решении общечеловеческих, глобальных проблем!

В этом же номере газеты Новосибирский обком КПСС обратился к коммунистам и трудящимся области. В тексте обращения явно отражались проблемы, будоражащие советское общество:

«Мы встречаем этот праздник Октября в трудное время. И дело не только в том, что обеднели наши столы и магазины. Ставится под сомнение, отвергается или оскверняется многое из того, во что вложены десятилетия напряженного труда миллионов советских людей. …Под угрозой разрушения — первое в мире социалистическое государство, держава, завоевавшая мировой авторитет. …Нашлись силы, которые призывают отказаться от празднования 7 ноября. …Мы обращаемся с призывом ко всем трудящимся области поддержать славную традицию советского народа и принять участие в праздничных демонстрациях, митингах, других политических и культурных акциях».

В канун праздников было запущено несколько дополнительных поездов — из Новосибирска в Алма-Ату, Красноярск, Новокузнецк, Бийск, Карасук и обратно. Объявление об этом было размещено в газетах. Кстати, горожане вспоминают, что посещение родственников в деревне считалось одной из уважительных причин отсутствия на демонстрациях.

Два объявления за подписью «Праздничная комиссия» было опубликовано 6 ноября. Первое касалось работы городского транспорта 7 ноября. Ограничения в движении по Красному проспекту начинали действовать с 8 утра, в том числе закрывалась станция метро «Площадь Ленина», другие станции продолжали работать. Для жителей Ленинского, Кировского и Калининского районов отводились улицы для демонстраций внутри районов, то есть в 1990 году новосибирцы из удаленных жилмассивов могли не пересекать город для прохождения в колоннах через площадь Ленина. Оставались открытыми для движения транспорта оба автомобильных моста через Обь. Второе объявление касалось времени начала мероприятий. Военный парад на площади Ленина начинался ровно в 10 утра, демонстрация — в 10.35.

В среду, 7 ноября 1990 года «СовСибирь» вышла с очередным призывом празднично отметить годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Сообщалось, что решения о проведении демонстраций и митингов принимались на усмотрение трудовых коллективов и местных Советов. За проведение высказались местные власти Новосибирска и большинства районов области. Получается, что кое-где в области праздник все-таки официально было решено не отмечать.

Номер газеты за 8 ноября открывался репортажем с площади Ленина: «Необычно выглядит центральная площадь. Нет огромных панно на зданиях, нет портретов. Только высокие флагштоки с красными знаменами. Нет и большой трибуны для руководителей города и области — они стоят рядом со всеми гостями праздника».

Черная «Волга» командующего войсками СибВО генерал-полковника Б. Е. Пьянкова открывает парад войск Новосибирского гарнизона. В комментарии к проходу колонны Новосибирского Высшего училища МВД СССР звучат названия горячих регионов, в которых в 1990 году побывали курсанты училища: Батуми, Сухуми, Ереван, Баку. Боевая техника на параде была представлена машинами пехоты, системами залпового огня, мобильными пусковыми установками сил ПВО.

Демонстрация трудящихся… Открывали ее Герои Социалистического Труда со знаменем Новосибирска. Затем шли руководители города и области Иван Индинок и Виталий Муха, их коллеги и друзья. В девяностые годы оба — Муха и Индинок — поочередно поработали губернаторами.

Вслед за начальством на площадь вышли колонны Дзержинского, Центрального и Железнодорожного районов: «Обычно впереди районных колонн шли дети, но сегодня очень холодно и детских улыбок на площади не хватает», — отмечает корреспондент.

На машине завода им. Чкалова — стрела самолета. Среди колонн Октябрьского и Заельцовского районов спортсмены, духовой оркестр…

Интересен один из отмеченных журналистами лозунгов: «Хватит искать врагов народа, давайте искать его друзей!» По существу, этот поиск продолжается по сей день.

…Через год, в ноябре 1991 года, вместо демонстрации в Новосибирске прошел митинг, организованный Социалистической Ленинской партией рабочего класса и Обществом ветеранов войны и труда. А в 1992 году начались городские митинги трудовых коллективов с требованиями выплаты заработной платы. Страна быстрым шагом входила в рыночную экономику.

Глеб Осокин

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version