Похвальный отзыв о «Хилке» руководитель департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов сделал 19 ноября. И вряд ли он знал, что случилось за пять дней до этого. А случилось то, что Арбитражный суд Новосибирской области подтвердил, что прокуратура обоснованно выявила существенные нарушения земельного законодательства и законодательства о торговой деятельности, до сих пор на «Хилке» не устраненных. Да и откуда бы господину Кузнецову это знать? Ведь в составе рабочей группы по созданию закона об оптовых рынках, выездное заседание которой чиновник Минторга проводил в Новосибирске, новосибирских прокуроров нет. А вот замдиректора ТЦ «Хилокский» и, как утверждает пресса, один из его организаторов, экс-депутат Заксобрания НСО Алексей Александров в этой группе значится уже как два года. И вместе с начальником департамента Минторга перед заседанием группы посещал «Хилок». Вот только вряд ли господин Александров в ходе обзора успехов рынка демонстрировал чиновнику решение Арбитражного суда и представление прокуратуры об устранении нарушений закона.
Оно, впрочем, и понятно. Зачем исполнять действующие законы, если для удобства организации деятельности по образцу Хилокского рынка куда удобней, взять да и написать новый? Что для хозяев рынка в целом, и для члена рабочей группы Алексея Александрова, видимо, куда полезней.
«В законе будут прописаны организующие параметры, необходимые для эффективного функционирования этого бизнеса, будет дана, так сказать, «схема сборки», — сообщил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов. — Первоосновой служит именно опыт Новосибирска, где формат оптового рынка развивается давно, эффективно. И олицетворяется, например, торговым центром «Хилокский». Да, по названию это ТЦ, но по функционалу — оптовый рынок».
Как подытожил итоги заседания рабочей группы Минпромторга сайт infopro54.ru, этот «опыт города по части оптовых рынков будет базовым при проработке закона. И, соответственно, мастер-моделью для общероссийского тиражирования».
То есть остается дождаться, когда рабочая группа Минпромторга при участии Алексея Александрова допишет новый закон, основанный на опыте развития «Хилокского», и начать тиражировать этот опыт на всю страну.
Поначалу, вероятно, работать по новому закону, тиражируя Хилокскую мастер-модель, будет непросто. Прежде всего в городах России надо будет найти именно такие площадки для рынков как у эффективно работающего «Хилокского». Характеристики у таких площадок должны быть непростые. Первое: с одной стороны рынка должен находиться ежегодно горящий мусорный полигон. Второе: предельно допустимое содержание формальдегида в воздухе на окружающей территории должно быть превышено в два раза. Также требуется превышение в почве ПДК серы в 4,8 раза, свинца в 16 раз, олова в 160 раз.
Третье: с другой стороны рынка должны обязательно находиться кладбища: действующее и, по возможности, мемориальное кладбище военнопленных Великой Отечественной войны. Площадки рынков, по примеру «Хилка», надо будет расположить так, чтобы они находились в санитарной кладбищенской зоне. (Согласно закону эта зона должна быть не менее 500 метров, но по экспертному заключению граница Хилокского рынка отстоит от действующего кладбища на расстоянии от 7 до 47 метров). Опционально рядом с крестами и постаментами следует располагать чайхану и баню для сотрудников рынка.
И это только стартовые условия для организации рынков по образцу «Хилокского». Далее требуется непременно построить на территории лавки для продажи халяльного мяса, среднеазиатские кафе, палатки по продаже мусульманской одежи и атрибутики, точки по продаже сим-карт, с которых выгодно звонить в Среднюю Азию, а также, конечно, мечеть. Именно это Википедия указывает как базовую инфраструктуру Хилокского рынка.
Православную часовню на территории строить не нужно – не для кого. Также на рынке, организуемом по образцу «Хилокского», ни в коем случае не должно быть санитарной лаборатории по проверке качества и безопасности продаваемой плодоовощной продукции. Кроме того, за редчайшими исключениями, на рынке не должно быть онлайн-касс, а покупателям продукции нельзя выдавать чеков, копий деклараций, сертификатов соответствия и товарных накладных. И обязательно нужно нарушать правила пожарной безопасности. Почти 30 видов нарушений — таковы вот составляющие мастер-модели «Хилокского», опыт работы которого Минторг намерен тиражировать на всю страну.
Что еще необходимо для организации рынка, основываясь на опыте «Хилокского»? Наличие большого количества нелегальных мигрантов, безостановочно отлавливаемых рейдами полиции и Росгвардии. По соседству требуется квартирный фонд с возможностью прописки в каждой «однушке» сотен мигрантов. На территории и в окрестностях рынка, работающего с опорой на опыт «Хилка», периодически должны происходить массовые драки, перестрелки и поджоги машин. Не помешает и соперничество за сборы с торгующих между «официальной» охранной фирмой рынка и неофициальными рэкетирами, которых следует изредка арестовывать, как это было сделано в прошедшем 2019 году.
Охрана торгующих вообще является принципиально важной составляющей мастер-модели «Хилокского». Достаточно посмотреть на данные, опубликованные сайтом Тайга.инфо. В 2018 году чистая прибыль ЗАО ТЦ «Хилокский», сдающего в аренду торговые места, превысила 64 млн рублей. А ООО «Охранное предприятие «Арчи», работающее на «Хилокском», показало в 2018-м году чистую прибыль в размере 115,2 млн рублей при выручке 134,2 млн рублей. То есть охранять торговые места почти вдвое выгодней, чем сдавать их в аренду. А прибыльность охранной деятельности, как несложно подсчитать, составляет к затратам более 600 процентов. Ну а исходя из того, что соучредителем «Арчи» является член рабочей группы Минпромторга Алексей Александров, стоит предполагать, что в мастер-модель «Хилокского», при ее распространении на всю страну, такие показатели не заложить просто нельзя.
«Я рад, что именно наш опыт работы, накопленный за 25 лет, признали правильным и достойным тиражирования», — сообщил сайту infopro54.ru Алексей Александров. И радость его понятна. Когда с одной стороны наличествует 600-процентная прибыльность, а с другой стороны – основанные на действующем законодательстве предписания прокуратуры и решение Арбитражного суда, новому закону не порадоваться просто грешно.
Впрочем, ко всему этому новосибирскому опыту министерство желает добавить еще одну вишенку на торте.
«Пока не удается решить вопрос по алкоголю, — сетует Никита Кузнецов. — Но он требует решения, в этом направлении мы работаем. Алкоголь — абсолютно нормальный товар в предметном контексте рынка… Сейчас на рынках алкоголь не представлен, по этой части существует запрет. Это размывает понятие «универсальность», фундаментальное для рынков, и сокращает поток покупателей. Но если сообща навалимся, то этот вопрос, думаю, мы решим». В этом поддерживает начальника департамента Минпромторга, конечно же, и Алексей Александров: «Если говорить о возможном разрешении торговли алкоголем на оптовых рынках, то лично я не вижу в этом ничего плохого».
И ведь навалятся, и решат…
В отличие от чиновника Минпромторга и единодушно его одобряющего Алексея Александрова, у генерального директора АО «Сибирская хлебная корпорация», инициатора создания в Новосибирске оптово-розничного центра «Фудсиб», депутата Заксобрания НСО Дмитрия Терешкова совсем иной взгляд на хилокскую мастер-модель.
«Что касается экономики Хилокского рынка, то я уже неоднократно говорил, что она держится на полулегальных схемах и обналичке, но никто не хочет в этом разбираться глубже, — сообщил Терешков сайту infopro54.ru. — Как и в том, что большая часть торговли овощами и фруктами у нас в принципе идет по полузаконным схемам».
И Дмитрий Терешков не одинок в своем мнении о мастер-модели «Хилокского». Привести деятельность «Хилка» в соответствие с нормами действующего законодательства, признать его не неким безответственным перед потребителями и законом «торговым центром», требуют общественники, юристы, депутаты, сами потребители. Вот их мнения, опубликованные, в частности, сайтом Тайга.инфо:
«ТЦ Хилокский» не располагается в здании или в строении, представляет собой комплекс нестационарных торговых объектов, где осуществляется розничная купля-продажа продовольственных и непродовольственных товаров… не может классифицироваться в качестве торгового центра».
«Потребитель имеет право на достоверную информацию. Если мне говорят, что это ТЦ, я и хочу попасть в ТЦ. А это рынок, — заявил Тайге.инфо руководитель „Сибирского правового центра защиты прав потребителей“ Евгений Митрофанов.
В иске утверждается, что «ответчик фактически осуществляет деятельность управляющей рынком компании, которая накладывает на него дополнительные обязанности, гарантирующие защиту прав и законных интересов потребителей», в том числе, санитарных требований.
«Эти требования к организации рыночной торговли не соблюдаются, соответственно нарушаются права потребителей», — сказала Тайге.инфо юрист Ольга Забалуева, представляющая интересы „Сибирского правового центра“. — Торговый центр должен быть стационарным объектом, а там нестационарные объекты».
Руководитель «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Яков Новосёлов, подготовивший экспертное заключение по Хилокскому рынку, рассказал Тайге.инфо, что он «по ГОСТам не может называться торговым центром».
«Он подпадает под определение рынок — отметил Новосёлов. — Но он зарегистрирован в качестве торгового центра. Если своими словами, вот „Аура“, „Сан Сити“, „Галерея“ — это торговый центр. Когда идет разносная торговля, торговля через прилавок различными индивидуальными предпринимателями и юрлицами — это рынок».
Эксперт уточнил, что торговый центр не несет ответственности за деятельность арендаторов, «а рынок обязан нести ответственность за тех, кому он предоставляет торговые места».
«ТЦ располагается в зданиях и сооружениях. А на открытом воздухе — это рынок», — добавил Новосёлов.
Практически то же самое, но только сухим административным языком утверждает прокуратура Ленинского района, вынесшая ЗАО «ТЦ «Хилокский» 30 марта 2020 года представление № 64/ж-19 об устранении нарушений требований законодательства в сфере торговой деятельности, земельного законодательства.
Основательность и законность требований прокуратуры своим решением по делу №А45-12147/2020 от 14 ноября 2020 г. подтвердил Арбитражный суд Новосибирской области.
Устранить же нарушения закона ЗАО «ТЦ «Хилокский» никак не может. Потому как перерегистрироваться из ТЦ в рынок — это смерти подобно. Придется строить капитальные здания вместо торговли с фур, палаток и земли между свалкой и кладбищем. Придется закупать оборудование, ставить санитарную лабораторию, обеспечивать легальность торговой деятельности и нести за это ответственность. Словом, выйти из барахольного состояния 90-х в состояние нынешней цивилизованной реальности и действовать по закону.
Но вместо этого наблюдается совсем иное: благословлениями свыше, из Минпромторга РФ, и при заинтересованном участии в этом представителя самого рынка, «Хилокский» объявляется образцом для тиражирования на всю страну, для чего пишется новый закон России.
Словом, не «Хилок» под закон, а закон под «Хилок». Одно непонятно, зачем же тогда пять лет назад закрыли Гусинобродскую барахолку, ее опыт и авторитетность были куда круче. Ведь, как теперь выясняется, можно было просто написать под нее новый закон, и растиражировать Гусинку на всю страну.
Николай Комарков