Показ «Танго морген, танго пли» состоялся всего пять раз в 2020 году. Это документальный спектакль, основанный на воспоминаниях новосибирцев о Великой Отечественной войне. В нем участвовали 11 актрис, которые рассказывали личные истории своих бабушек, связанные с войной. В этом году спектакль был запланирован на 15 января и 4 февраля, но ни разу не состоялся якобы потому, что был отменен «сверху».
«Узнала я об этом днем 15 января, и после нескольких попыток выяснить, в чем дело, мне повезло поговорить с директором театра, которая довольно обтекаемо сообщила мне, что у нее состоялись разговор или разговоры (лично или по телефону) с какими-то серьезными людьми из серьезных кабинетов (каких — даже произнести было нельзя), которые попросили (или потребовали) не играть спектакль», — написала Патлай на своей странице в Facebook.
По словам режиссера, директор «Глобуса» Татьяна Людмилина сказала, что фамилия Патлай фигурирует в каких-то «списках», и ей нужно быть острожной. На этих расплывчатых формулировках разговор закончился.
«Чем именно спектакль не устроил людей из кабинетов, директор не сказала или не знала, или ей не сказали ничего, кроме моей нехорошей фамилии. В разговоре директор несколько раз упомянула, что Новосибирск имеет свою историю снятия или срывов нескольких культурных событий и что она не хочет повторения «Тангейзера», — добавила режиссер.
Через два дня после отмены спектакля знакомые прислали Анастасии посты из телеграм-канала «Подковёрка», посвященный кадровым перестановкам, слухам и инсайтам, в котором Патлай назвали «небезызвестной сучкой». Авторы канала написали, что истории о войне в спектакле «вызвали у аудитории негативное восприятие вклада СССР в победу над фашизмом, порождают сомнения в правде военного поколения».
В этом же посте указано, что спектакль был якобы отменен по решению правительства Новосибирской области.
Позиция театра и минкульта
Редакция НДН.инфо обратилась за комментарием в театр «Глобус». Там ответили, что постановка появилась в репертуаре к 75-летию Победы над фашизмом, а отмена показов связана с низким зрительским спросом.
«В период пандемии и всех ограничений, связанных с ней, театр столкнулся с тем, что возникают сложные моменты с продажами билетов. Это временные трудности, которые мы обязательно преодолеем. Но пока театр оставляет за собой право замены спектаклей в связи со зрительским спросом», — говорится в сообщении.
В министерстве культуры Новосибирской области тоже апеллируют к тому, что билеты на спектакль не покупали, и его заменили другой постановкой.
«Корректировка афиши театральных организаций (путем отмены или замены спектаклей) — это сложившаяся практика в нынешней эпидемиологической ситуации. Руководство учреждения культуры (театра) вправе самостоятельно вносить изменения в театральную афишу… Правительство Новосибирской области и министерство культуры региона не имеет отношения к принятию решений о снятии или замене спектаклей», — говорится в комментарии минкульта.
В театре также заявили, что прощаться с постановкой не намерены, и она вернется в репертуар.
«Мы с глубочайшим трепетом относимся к памяти родного города, к семейной памяти людей. Мы отлично понимаем, насколько такой спектакль необходим сегодня, ведь именно в годы войны шло становление культуры Новосибирска… Театр «Глобус» намерен принять участие в выяснении подлинных причин и мотивов возникновения информации, которая появилась в публичном пространстве. Мы не планируем прощаться с этим спектаклем, несмотря на разные предложения, комментарии и мнения о нем. Следующие показы состоятся 2 апреля и 4 мая», — добавили в театре.
Анастасия Патлай известна также тем, что выступила сценаристом мини-серила о юной лесбиянке, которая решилась рассказать родителям о своей любви к девушке. Сериал вышел под названием «Поговорим?» к всемирному дню каминг-аута.
Опыт отмены спектаклей
Скандальная оперная постановка «Тангейзер» появилась в репертуаре Новосибирского театра оперы и балета в 2015 году. Тогда также после нескольких показов спектакль был снят с репертуара. Правда, этому предшествовало целая серия публичных акций как сторонников, так и противников постановки. В числе последних оказались церковные иерархи. Так, на тот момент митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика.
Прокуратура возбудила административное дело, но потом сняла претензии в связи с отсутствием состава преступления. После скандала минкульт РФ (тогда его возглавлял Владимир Мединский) уволил с поста директора новосибирского театра Бориса Мездрича и на его место назначил Владимира Кехмана, который на тот момент уже был директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Вскоре «Тангейзер» был снят с репертуара театра.
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!