Согласно легенде, между железной дорогой и улицей Фабричной в Новосибирске в 1912 году благоустроили сад «Александровский», на территории которого находился летний театр. В народе эту зеленую зону прозвали «Сосновкой».
Десять лет спустя, 15 сентября 1921 года, в здании театра проходил судебный процесс, на который даже продавались билеты. Разбирательство проходило против Романа Унгерна фон Штернберга – белогвардейского офицера, который после прихода большевиков к власти создал Маньчжурский партизанский отряд, обосновался в Даурии и оттуда совершал вылазки на советскую территорию.
Известно, что сам фигурант дела имел репутацию жестокого и эксцентричного человека, который убивал как виновных, так и невиновных людей. Он принял буддизм, мечтал возродить империю Чингисхана и планировал восстановить в России монархию. За это его и прозвали «Черным бароном».
Однако в 1921 году Унгерна-Штернберга предало его ближайшее окружение, когда тот был вынужден бежать от большевиков. Когда он пришел к монголам в поисках убежища, те связали его и оставили в юрте. В результате Черного барона взяли в плен отряд партизан, которые повезли его в Новониколаевск.
Интересно, что на суд 35-летний барон заявился в старом монгольском халате, на котором висел Георгиевский крест. Ходили слухи, что Уингерн-Штенберг никогда не снимал одеяние и перед собственной смертью он изгрыз крест зубами, чтобы не оставлять его врагам.
Согласно исторической сводке, судебное разбирательство продолжалось пять часов. В конечном счете его признали виновным в вооруженной борьбе с Советским союзом, терроре и попытке создать центрально-азиатское государство, которое контролировалось бы Японией. Подсудимый не выразил несогласие с обвинениями, однако связь с Японией отрицал.
От последнего слова барон отказался, окинув при этом всех присутствующих безразличным взглядом. Его приговорили к смертной казни и вечером того же дня расстреляли. Тогда говорили, что ему было позволено стоять перед строем с не завязанными глазами.
Несмотря на то, что место казни барона известно, место его захоронения по-прежнему остается загадкой.
Также по одной из версий, расстрел мог происходить в стенах особняка купца Федора Даниловича Маштакова, который в начале XX века занимали чекисты, — это нынешнее художественное училище на Красном проспекте.
Екатерина Павлюх
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!