Известно, что при строительстве Новосибирской ГЭС в 1950-х годах был затоплен старинный город Бердск, который позже отстроили поодаль – в 8 км. Под воду ушло также множество других деревень. В источниках их количество разнится, начиная от 70 и заканчивая 300 населенными пунктами.
Перед затоплением каждая семья должна была разобрать жилище, сровнять с землёй все хозяйственные постройки и засыпать погреба, в то время как каменные городские здания разрушали специальные бригады.
Так, сносились все постройки, однако разрушение одной из них — Сретенской церкви 1816 года – происходило дольше обычного. Для того, чтобы «справиться» с храмом, бригады были вынуждены подогнать автокраны, которые не могли сломать здание несколько дней подряд. По итогу рабочие все же справились с задачей, а руины здания ушли под воду вместе с остальными обломками. Сокровища же снесенной Сретенской церкви до сих пор поднимают со дна.
Как пишет автор книги Игорь Маранин, во времена паводков археологи получают возможность раскрыть некоторые секреты Обского, так как улицы затопленного Бердска вновь оказываются на поверхности.
Среди которых старое городское кладбище с сохранившимися могильными плитами, остатки бывшей больницы, захоронения героев гражданской войны, развалины здания горкома партии. Но самой интересной находкой в период паводка стала усыпальница одного из самых знаменитых жителей Бердска — купца Владимира Горохова.
Согласно историческим данным, Горохов был реформатором. В его послужном списке: введение восьмичасового рабочего дня, подключение мельниц к электричеству, ввоз в город первого автомобиля, строительство канатной дороги, содержание приюта для больных и ослабленных детей из бедных семей и многое другое.
В 1907-м году Горохов умер в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Однако, когда сыновья вскрыли завещание, то обнаружили, что посмертной волей усопшего было захоронить его в родном Бердске. Тогда они поспешили исполнить волю покойного. На дне моря тело купца пролежал более полувека. После того, как могила была обнаружена, его перезахоронили.
Игорь Маранин в книге также вспоминает легенду, что когда-то на берегу Оби стояла тюрьма, которую затопило вместе с заключёнными. Однако, как уверяют историки, это не более чем «страшилка», так как водохранилище заполнялось не один год, и уровень воды в нём рос медленно, позволяя при необходимости провести эвакуацию.
Еще одну тайну хранит один из самых известных островов на Обском море — Тайвань. По слухам, там до сих пор существуют заброшенные катакомбы, о происхождении которых никто не знает. По мнению большинства горожан, это старые бердские погреба. Другие же считают, что это бывшие склады купца Горохова. Ну, а кто-то выдвигает и более фантастическую версию, что на остров ведут секретные подземные ходы из институтов Академгородка.
Так, житель Академгородка Михаил Кокорин утверждает, что ещё в 80-х рыбачил на Обском море и случайно увидел картину, как из воды поднимается большой контейнер, который тут же окружили люди в военной форме. Затем, по воспоминаниям сибиряка, крышка контейнера открылась, и оттуда выехали три танка. После чего он вновь опустился в воду.
Правда это или нет, остается только гадать и ждать, какие же еще истории расскажет нам Обское море.
Екатерина Павлюх