Минкульт или культура?

Ситуация с «Тангейзером» не уникальна для России, ведь театр в нашей стране всегда был ареной борьбы старого и нового. Но уходить с арены зрителю никак нельзя. Потому сегодня таким полем битвы вновь стала площадь Ленина.

Как говорится, сравни и найди отличия. Неделю назад на этой же площади собирались православные активисты против «Тангейзера», и как бы протоиерей Александр Новопашин не объявлял тогда, что на площади собралось около 10 тыс. человек, на деле их оказалось на порядок меньше. Что мы видели сегодня? На площади негде было яблоку упасть, народ теснился прямо перед выступающими, от памятника и до театра площадь была заполнена. Если неделю назад участники молитвенного стояния действовали по принципу «Не мир я принес вам, но меч», призывая к изменению статей Конституции РФ и грозя всеми карами «безбожникам», то сегодня с самого начала организаторы объявили, что призывов к изменению главного закона страны не будет. И самое главное – аудитория: в минувшее воскресенье площадь была заполнена людьми преклонного возраста, тогда как сегодня в основном поддержать свободу пришла молодежь. Никаких экстремистских лозунгов, никаких выступлений политиков, хотя представители политической элиты Новосибирска среди присутствовавших были.

Главное, что беспокоило собравшихся сегодня, то, что православные активисты назначили себя блюстителями духовного порядка в Новосибирске. Подтверждение тому ситуация с «Тангейзером» (равно как и запрет концертов рок-групп и исключение фрагмента спектакля в «Глобусе» «Песни о Родине, а именно – «Истории о православном ежике»). Под давлением агрессивно настроенных верующих оказались власти – как НСО, так и федеральный Микульт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения деятелей искусства Новосибирска и прогрессивно настроенной аудитории, стали обращение в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона по поводу «оскорбления чувств верующих» в постановке НГАТОиБ оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Затем последовали суды над тогда еще директором театра Борисом Мездричем и режиссером Тимофеем Кулябиным, кстати, выигранные ответчиками. Апофеозом разгула цензуры в столице Сибири можно считать снятие с поста директора НГАТОиБ Б. Мездрича, назначение нового директора и отмена спектакля. По сути, на поводу у религиозных радикалов пошел даже Минкульт РФ.

Ранее постановку и директора театра поддержали выдающиеся деятели российской культуры: Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Олег Меньшиков и другие. Сегодня в Новосибирске на митинге в защиту свободы творчества выступили как новосибирские, так и московские деятели искусства. По словам Марины Давыдовой, редактора журнала «Театр» и куратора Венского фестиваля, если министр культуры России не внемлет мнению ведущих деятелей театрального искусства, поддержке теперь уже опального спектакля зрителями, то Минкульт противопоставляет себя культуре:

«Министр действует, как будто он является главой Синода. В данной ситуации нужно выразить протест, иначе будут появляться следующие и следующие жертвы. Консервативные силы уже почувствовали вкус крови: все, что отличается от ими ранжированного понимания культуры, существовать не может. В таких условиях ни в одной стране мира искусство существовать не может, у нас уже были и 1949, и 1951 гг, когда культура умирала. Если это повторится, мне придется уехать отсюда».

Пианист и композитор Роман Столяр обвинил министра культуры Владимира Мединского не только в нарушении Конституции в отношении прав и свобод, но и в противодействии реализации Основ государственной культурной политики. В документе ясно сказано, что среди главных принципов документа указаны невмешательства государства и власти в творческий процесс:

«Тангейзера сняли с репертуара, но как теперь люди смогут понять, что же именно там неправильно, что же не устроило власть? Публике остается только догадываться. И то, что министр говорит, что на государственные деньги можно делать лишь то, что нравится власти, а остальное – на частных площадках, глубоко неверно. У Минкульта РФ монополия на такие площадки. Потому я обращаюсь к бизнес-сообществу, к творческим людям, давайте создавать такие площадки, поскольку интерес к современному искусству очевиден».

Что касается госзаказа на произведения искусства, по мнению режиссера театра и кино Кирилла Серебрянникова, «фраза, что государство дает деньги и будет заказывать музыку – лживая и демагогичная».

Создатель фильма «Юрьев день» и других дистанционно обратился к новосибирцам:

«Тот, кто обратился к верующим, что все, не пришедшие на молитвенное стояние, будут с сораспинателями Христа, взял на себя слишком большую ответственность. Значит, сораспинатели Христа – все новосибирцы? Ведь на молитвенном стоянии было не так много людей по сравнению с общим числом жителей. Влияние таких господ раздуто, они – не большинство, а агрессивное, мракобесное меньшинство!!

Безусловно, события вокруг засилья православных активистов и их влияния на действия властей всколыхнули людей искусства, завсегдатаев театров и концертных залов. В толпе можно было увидеть немало медийных персон: известных журналистов, актеров, музыкантов, художников. Но были и те, кто роду деятельности к свободе творчества, казалось бы, отношения не имеют. Например, Евгения Соловьева, президент общественной организации «Дети аиста», она занимается устройством брошенных детей в приемные семьи, или директор журнала «Председатель» Светлана Березина, она пишет о проблемах села.

Уникальным для митинга стало появление на трибуне протодьякона Андрея Кураева, хотя в начале он отказался от выступления. Священнослужитель напомнил, что в Вербное воскресенье церковь вспоминает фактически предреволюционную ситуацию двухтысячелетней давности, когда входящего в Иерусалим Иисуса Христа встречали, как освободителя, который избавит людей от гнета Римской империи. Но Сын Божий предпочел иное разрешение ситуации:

«Главный Его жест – раскинутые на кресте руки. Что он означает? Иногда, чтобы понять смысл, надо найти антоним. Так вот, антоним жеста Распятого Христа – руки, выдвинутые вперед в боксерской стойке: а ну-ка, напади».

Сотрудники Оперного в тот момент, когда участники только собирались на митинг, спешили на собрание трудового коллектива. По времени оно совпало с началом митинга. Ход с точки зрения административно-командной системы безупречен: зачем членам труппы лишний раз слушать лозунги «Кехмана – в отставку!»

Впрочем, не только Владимира Кехмана. В резолюции, принятой по итогам митинга, участники обратились к президенту и председателю правительства РФ, а также в Госдуму с просьбой убрать с поста министра культуры Владимира Мединского, вернуть в театр Бориса Мездрича и постановку «Тангейзера». И, что важно, внести изменения в 148 статью УК РФ, чтобы точно было разъяснено, где проходит граница оскорбления чувств, как атеистов, так и верующих.

Кстати, новосибирцы сегодня были не одиноки в своих требованиях: об отставке министра культуры России на Марсовом поле в Санкт-Петербурге говорили около 150 человек, они вышли на митинг протеста. В поддержку постановки «Тангейзера» в НГАТОиБ с одиночным пикетом  в Иркутске на пл. Ленина выступила художница Ксения Люстрикова.

Анна Захарова
Фото автора

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version