Эта история началась в июне, когда новосибирская журналистка Элеонора Соломенникова, обманутая уличным торговцем овощами и фруктами по имени Сухроб, смогла, после многочасовых усилий, добиться ликвидации торговой точки, оказавшейся нелегальной, то есть не имевшей право торговли на площади Калинина. К тому же на плодоовощную продукцию у среднеазиатского гостя не имелось никаких документов. Правда, уже на следующий день Сухроб и его коллеги по-прежнему торговали на том же самом месте, абсолютно никого не опасаясь.
В работе первого круглого стола, посвященного незаконной торговле, приняли участие депутаты новосибирского горсовета и областного заксобрания, общественники и представители правоохранительных органов. В ходе дискуссии выяснилось, что решение проблемы нелегальной торговли в городе — это не муниципальный и не областной уровень, нужны изменения в федеральном законодательстве.
В работе следующего круглого стола, которое подтвердило выводы предыдущей дискуссии, приняли участие кандидаты в депутаты Госдумы.
Пресс-клуб Новосибирского союза журналистов вновь собрал гостей 28 июля. На этот раз нелегальные палатки «Овощи-фрукты» обсуждали налоговики, представители Федеральной службы судебных приставов и общественники.
«Все работают, результат нулевой, а торговцы как торговали, так и торгуют. Часть населения требует убрать подобные торговые точки с улиц города, потому что они превращают его в помойку, а другая часть, наоборот, выступает за подобную торговлю, поскольку цены у таких торговцев значительно ниже, чем в супермаркетах и на Центральном рынке», — тему дискуссии задала ее модератор, директор пресс-клуба НСЖ, эксперт общественной палаты Новосибирской области Элеонора Соломенникова.
Одним из вариантов разрешения данной ситуации стало предложение правоохранителей: существенно увеличить суммы штрафов за незаконную торговлю, а также иметь возможность конфискации товара. Правда, в данный момент такой конфискованный скоропортящийся товар, как фрукты и овощи, было бы негде хранить из-за отсутствия специально предназначенных для этого холодных складов. Пока полиция может конфисковывать весы торговцев, но эта мера, скорее всего, малоэффективна, потому что стоят они совсем недорого и нелегалы могут легко купить новые и продолжить свой незаконный бизнес.
«Мы говорили на круглых столах не о том, чтобы устранить эту торговлю, а о том, чтобы привести ее в нормальное состояние», — добавила Элеонора Соломенникова.
Ее мысль поддержал председатель Новосибирского союза журналистов Яков Самохин: «В Туапсе — это маленький городок с населением 60 тысяч человек, откуда мы только что прилетели — есть два рынка, фруктово-овощные киоски. Вне киосков торгуют инжиром и зеленью только бабушки, которые это все сами вырастили. Никаких перекупщиков, никаких развалов в городе. Ни одного незаконного торговца я не увидел за три недели пребывания в Туапсе. Как и на площади Ленина в Новосибирске».
На эти торговые точки фрукты и овощи попадают как правило с Хилокского рынка, на котором за год разгружается около 200 тысяч большегрузов. По состоянию на прошлый 2020 год на весь рынок было зарегистрировано не более четырех юрлиц и 26 индивидуальных предпринимателей. Только они, в итоге, и платят какие-то налоги, хотя работают там тысячи.
«Есть действующий закон, регламентирующий применение контрольно-кассовой техники. В нем же приведены случаи, когда эта техника не применяется. В уличной торговле есть два критерия, при которых можно торговать без касс: разносная торговля и сезонная торговля в развалах фруктами и овощами. В нашем случае — столик, лоток, какая-то палатка — в такого рода точках кассовая техника может не применяться. Так предусмотрел законодатель. Если же касса все же должна быть на торговой точке, но ее нет, то для должностных лиц это от 1/3 до 1/2 от суммы не пробитого чека, но не менее 10 тысяч рублей. Для юрлиц — от 3/4 до полной стоимости чека, но не менее 30 тысяч», — рассказал начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Новосибирской области Владимир Шаповалов.
Таким образом, люди, торгующие на фруктово-овощных развалах без кассовых аппаратов на законном основании, фактически могут показывать (или не показывать) какую угодно прибыль от своего бизнеса контролирующим органам, в том числе и налоговой инспекции.
«Право составления протоколов об административном правонарушении за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации — это право полиции и налоговой. Но мы не можем ходить и проверять, а привлечь мы можем только тогда, когда нам кто-то об этом сообщает. Ответственность за это предусмотрена еще более скромная — от 500 до 2000 рублей», — сообщила начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Новосибирской области Резеда Хасанова.
Но оплачиваются ли хотя бы эти небольшие и нечастые штрафы, которые выписывают торговцам-нелегалам мэрия и полиция?
«У нас есть банк данных исполнительных производств, где абсолютно любой может, забив Ф.И.О. и дату рождения, увидеть на сайте есть исполнительное производство или нет. Речь идет о тех постановлениях, которые предъявлены. У того, кому предъявили, есть 10 дней для обжалования и два месяца для добровольной оплаты», — вступила в беседу врио заместителя начальника отдела организации исполнительного производства УФССП по НСО, старший лейтенант внутренней службы Ольга Попова.
Есть ли разумный и достаточно быстрый выход из ситуации, в которой город оказался заложником нелегальных торговцев из южных республик, не желающих платить ни налоги, ни арендную плату за свои торговые точки?
«В последнее время муниципалитет стал контролировать уличную торговлю через управление потребительского рынка и большое число комиссий. Все это привело, на мой взгляд, к тому, что оформить отношения с мэрией стало достаточно сложно. Предприниматели ушли на придомовые территории. Мы уже утопаем в этой несанкционированной торговле. Считаю, что нужно уходить к более жесткой системе штрафов и контролю МВД в этом вопросе. Если на обращение депутата будет такая же реакция, как на обращение прокуратуры, тогда будет результат», — присоединился к разговору депутат Совета депутатов Новосибирска Сергей Бондаренко.
Почему бы на тех 40 площадках, где сейчас, по информации мэрии, торгуют нелегалы, не поставить некие единообразные, красивые киоски и сдавать их в аренду законным предпринимателям? Так как это делается во многих других российских и не только российских городах?
«У нас есть такое муниципальное предприятие управления потребительского рынка мэрии города «Сибирское гостеприимство», которое может осуществлять снос, монтаж торговых мест на улицах. Есть на кого возложить и кому поручить», — отметил Сергей Бондаренко.
Но сначала надо решить, как убрать незаконные точки.
«На мой взгляд юриста и обывателя, есть два варианта решения это проблемы. Первый: потратить нервы, время и деньги на искоренение это проблемы. Второй: возглавить. Ведь нашей мэрии ничего не помешало создать сеть муниципальных аптек. Что мешает создать муниципальную сеть киосков «Овощи-фрукты»?» — считает юрист Инесса Рябинина.
Вызывает также удивление еще и такой факт, что попытки журналистов НДН.инфо вызывать полицию, сообщая о незаконной торговой точке по телефону 112, не приводили к какому-то положительному результату — полиция по каким-то причинам не подъезжала.
«Здесь две проблемы. Первая: права потребителей, очевидно, нарушаются, потому что даже приобретая товар в магазине, очень тяжело в случае чего доказать, что товар, к примеру, некачественный. И это при наличии чека, сертификата товара и так далее. Здесь же, купив товар, вы не получаете ничего, что могли бы потом предъявить в случае обнаружения каких-то дефектов. Единственное, что я могу посоветовать в таком случае — больше там не покупайте, поскольку права потребителей при такой нелегальной торговле никак не защищены. Второе. Ко мне стали обращаться автомобилисты с такой проблемой: на парковках стоят машины со спущенными шинами. В таких авто торговцы устраивают склад. И возможности легальной убрать этот «склад» ни у кого нет, они стоят там годами. Я считаю, что нужно сделать следующее. Те самые 40 мест, о которых мы говорили сегодня, нужно внести в реестр ярмарок, подготовить какой-то проект или проекты под эти места, сделать в этих местах обустроенные торговые точки и получать деньги в бюджет города. А на ярмарке могут торговать и физлица, то есть те, кто вырастил фрукты и овощи, а не представители этнических диаспор», — вступает в беседу руководитель Сибирского правового центра защиты прав потребителей Евгений Митрофанов.
Итогом круглого стола стало решение собраться снова, уже пригласив к дискуссии представителей таможенных органов, Роспотребнадзора, мэрии и другие заинтересованные лица.
НДН.инфо продолжает следить за развитием ситуации с решением проблемы незаконной торговли в Новосибирске, мешающей нормальной жизни сибирской столицы и горожан.
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!