Филиал Хилка
Торговля на площади ведется без разрешительных документов, кассовых аппаратов и в антисанитарных условиях. Покупатели об этом в курсе, полицейские — тоже. Одни только продавцы каждый раз удивленно разводят руками: мол, а мы и не знали, что продавать надо по закону.
Зона станции метро «Заельцовская» — золотая жила для торговцев-нелегалов, каждый пассажир «подземки» или автобуса — их потенциальный клиент. В администрации Центрального округа утверждают, что площадь находится на особом контроле.
Однако торговых точек здесь — как грибов после дождя. Только на одном пятачке у входа в метро №1 можно насчитать не меньше трех десятков коммерсантов, большинство из которых уже давно занимают свои «рабочие места».
Бабушек не трогать
При виде проверяющих торговцы суетливо озираются по сторонам, но насиженных места не покидают. Каждый надеется, что сегодня ему повезет. И не зря: как оказалось, на площади есть своя каста неприкасаемых. Среди полиции и чиновников действует негласное правило — «бабушек и дедушек не трогаем». А они, между тем, составляют основной костяк нарушителей.
Представители администрации без обиняков говорят: их цель — «граждане Востока». Поэтому первым под проверку попадает смуглый молодой человек, стоящий за прилавком с персиками и абрикосами.
«Пенсионеров мы просим отправиться домой, без протоколов правонарушений, просим по-хорошему. Нас интересуют граждане Востока. Их достаточно много, и они считают, что это [незаконная торговля] в порядке вещей. Забираем весы, периодически проходят рейды с изъятием и уничтожением торгового оборудования», — поясняет Ольга Колесникова, ведущий специалист отдела потребительского рынка защиты прав потребителей администрации ЦО.
Продавец с правилами рейда уже знаком, поэтому быстро прячет весы под коробку. Но, похоже, торговать у него получается лучше, чем скрывать улики. Весы и оборудование изымаются. Документов, разрешающих торговлю, у молодого человека нет. Как и документов, удостоверяющих личность. Оказывается, его уже ловили за тем же прилавком. В прошлый раз обошлось предупреждением, теперь торговцу выписывают штраф.
Но при составлении протокола возникает проблема. На кого писать — непонятно, документов-то у нарушителя нет. Приходится ждать, когда второй продавец принесет необходимые бумаги. Не проходит и пять минут, как прибегает вышеупомянутый «предприниматель» — со справкой о временной регистрации и паспортом гражданина Узбекистана.
Мужчина упорно не понимает, в чем они провинились. Говорит, что ничего не воровал, а все товары честно купил на рынке. Вернее, перекупил. На вопрос, платил ли он за аренду земли, отвечает:
«Скажи, куда, я все заплачу! Где оформляют? Я сразу заплачу. Законы чуть-чуть умею. Конституцию, Уголовный кодекс. Я бывший юрист».
Но знание законодательства подводит мужчину. Беседа не клеится, и нарушителям велят сворачивать лавочку. Даже со стоящим над душой стражем порядка молодые люди особо не торопятся. Каждый фрукт укладывают в лоток предельно аккуратно — как-никак, нужно сохранить товарный вид.
Хотя некоторые из плодов изрядно помяты, а прилетевшие воробьи уже готовятся пировать на остатках торговой точки. Затем всю тару так же тщательно упаковывают и отправляют в фургон. Весь процесс длится минут 30, на замечания и просьбы поторопиться нарушители не реагируют. За это время другие торговцы-нелегалы успевают покинуть площадь.
Рейд торговле не помеха
Незапланированный рейд стихийной торговле ничуть не мешает. Пока полицейский оформляет бумаги, прохожие то и дело подходят узнать про цены и качество товара. У лавки по соседству, к которой также нагрянула проверка, образуется столпотворение. Один из покупателей под шумок пытается просунуть продавщице смятые купюры. Женщина шепотом просит его прийти позже, а сама делает вид, что ретируется с площади.
Через несколько минут довольный мужчина проходит мимо проверяющих с ведерком земляники. Напоследок он подмигивает оштрафованному продавцу из южной республики, чье торговое оборудование отправляется на распил.
«К сожалению, как показывает практика, это помогает ненадолго. Видимо, у них есть свои места, где они все это оборудование заново колотят. И постепенно все это выставляется обратно на площадь. Очень много продавцов меняется. Кто-то уходит — при наличии штрафов, протоколов, но на их место приходят другие», — продолжает Ольга Колесникова.
Штрафов коммерсанты тоже не страшатся. Согласно официальным данным управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, с начала 2021 года по всему городу составлено более 1519 административных протоколов и проведено 836 рейдов. Сумма наложенных штрафов достигает трех миллионов рублей. Но продавцы знают, что за один рабочий день на площади смогут с лихвой возместить убытки. Ведь пока есть спрос, всегда будет предложение. К тому же, на площади Калинина штрафуют не так уж и часто. Как сообщает МВД, за аналогичный период на торговцев-нелегалов у метро «Заельцовская» было составлено 15 протоколов, а штрафов выписано всего на восемь тысяч рублей.
Весы, кстати, дельцы могут вернуть через суд. Но чаще всего они предпочитают купить новые. Скоро забирать начнут и сами товары. Изъятые овощи и фрукты будут складировать в специальный контейнер, а затем утилизировать.
Но пока всю продукцию оставляют, как есть, продавцам. Даже подгнившие дыни, обнаруженные у следующего торговца-нелегала, и лежащие прямо на асфальте помидоры. Мужчина повторяет, как мантру, все то же, что говорили другие дельцы. Дескать, лавочка не моя, я здесь просто грузчик, ничего не нарушаю. Но проверяющие и не планируют искать владельца точки — штраф назначат любому, кто находится за прилавком.
Когда полицейский достает очередной бланк, стоящий возле газетного киоска мужчина начинает громко критиковать представителей власти. Происходящее он записывает на камеру. До незаконной торговли «оператору» дела нет. Вместо этого ему сильно хочется обсудить вопросы государственного управления, но вступать в полемику с крикуном никто не спешит. Мужчина пытается преследовать проверяющих, нецензурно выражается в их адрес, плюется и уходит. Абсолютно безнаказанным. А полицейский тем временем невозмутимо продолжает рейд.
Внеплановый выходной
По странному стечению обстоятельств, ряда постоянно торгующих на площади нелегалов нет. В частности, в момент рейда точка торговца Сухроба отсутствует. Однажды его уже изгоняли с площади. Причем не полиция или администрация, а журналист Элеонора Соломенникова. Для этого потребовалось потратить пять часов и уйму нервов, чтобы заставить чиновников и стражей порядка выполнять свои обязанности. История в подробностях изложена в публикации НДН.инфо «Как я убирала незаконную торговую точку». Увы, довольно скоро Сухроб вернулся и вновь установил павильон на том же участке.
Однако почему-то уже не в первый раз именно в день проверки киоск взял выходной. При этом сам Сухроб на площади все же объявился, правда, ненадолго. Осмотрелся по сторонам и быстро уехал — проверяющим оставалось лицезреть только его удаляющуюся спину.
Пришли за «гражданами Востока», а забрали только русскую женщину
Зато у входа №3 идет оживленная торговля клубникой. У продавщицы, в отличие от ее коллег по цеху, паспорт есть. Но недействительный. Составить протокол по нему нельзя. Женщина утверждает, что не знает о незаконности уличной торговли — дескать, уже неделю спокойно здесь ведет дела. Просроченный документ она объясняет тем, что не может найти времени оформить новый. Якобы муж после двух инсультов лишился работы, а ей самой приходится трудиться за двоих.
«Вот как начался коронавирус, я не могу поменять паспорт. Он после второго инсульта безработный, получает 18 тысяч. Пашу я. Родителей нет — ни у него, ни у меня», — рассказывает женщина, после чего единственный полицейский, участвовавший в проверка, забирает ее в отделение. Торговцы, до которых не успели добраться, выдыхают — рейд закончен.
Продавцы, получившие сегодня штрафы и предупреждения, уже завтра вернутся на площадь. Они будут копить протоколы, продолжая быть уверенными в своей безнаказанности. Чтобы дать отпор торговцам-нелегалам, необходимо изымать их товар, а также внести изменения в существующее законодательство. К такому выводу пришли участники трех круглых столов, состоявшихся в Пресс-клубе Новосибирского союза журналистов. Ведь практически все органы, от правоохранительных до контрольных, не в состоянии справиться с овощной мафией.