i
erid: 2SDnjcNRSGj

«Нет ничего приятнее, чем пустопорожние банные разговоры ни о чем»


Должность заместителя губернатора Новосибирской области – удача или нет?

– Это просто новый этап в жизни, новый проект, новая программа – не более того. Как и в любой деятельности, здесь есть свои плюсы и минусы. Я раньше не работал в исполнительных органах власти. В первую очередь хотел себя проверить – способен я или нет к такой деятельности.

А уход из правительства?

– Та работа, которую я выполнял на данной должности, тесно связана с деятельностью первого лица. Пришел новый человек, и по всем законам политики на этом месте должен быть человек, которому он доверяет больше, с которым ему комфортно работать. Мне довольно приятно было работать с губернатором — было и понимание, и конфликтов не было. У нас никогда не было дружеских или товарищеских отношений. Всегда только рабочие. Меня на работу пригласили, и этим все исчерпывалось. Однако сама работа отнимала очень много времени, сил. Каждый день с полвосьмого утра до восьми, девяти, а порой и до десяти вечера. Больше уже ни на что времени не оставалось. Это очень сильно отягощает – чувствуешь и свой пробел, и упущение, что не можешь заниматься другим любимым делом. Невольно возникает вопрос: ради чего мы всем этим делом занимаемся? Это нормальное для человека состояние. Потом я ушел, год писал книгу, получил громадное удовольствие и эстетическое, и душевное, и научное. А работа в исполнительных органах – это текущая работа: планерки, заседания, совещания, работа с документами. Все это идет циклично, по кругу. Первый год прошел, на второй год это становится уже не так интересно, лично для меня.

Зачем вам блоги и страницы в социальных сетях?

– Это определенный круг общения. Социальные сети помогают налаживать взаимодействие с другими людьми, с которыми ты фактически не знаком и неизвестно, сможешь свидеться или нет. Через сети это можно сделать относительно легко. Написал. Ответил человек – хорошо. Не ответил – не сильно-то и хотелось. Я эту технологию использую, и для меня она работает. Это такой инструмент, как лопата, если умеешь пользоваться – принесет пользу. Не нужно ничего выдумывать.

Вы считаете себя популярным?

– Я никогда на эту тему не заморачивался, и меня это мало волнует. Но меня довольно часто зовут на различные мероприятия, общественники приглашают на какие-то встречи. Неудобно отказывать. Недавно я побывал на мероприятии в научной библиотеке – «Живая книга». Шесть часов общался с разными людьми на самые различные вопросы.

Пар закаляет «политический дух»?

– Баня, парилка – это привычка с детства. Один из видов удовольствия, без всякого политического умысла. Это и хобби, и отдых, это и определенный круг общения. Нет ничего приятнее, чем пустопорожние банные разговоры ни о чем. Когда люди собираются и обсуждают какие-то глобальные вопросы, там же их на месте решают.

Какие новости вы смотрите, читаете?

– Общие темы, чтобы быть в курсе событий. Я стараюсь не смотреть какие-то ток-шоу, не нравится сам формат. Желтая пресса не для меня. Смотрю новости, чтобы быть в курсе, что и где произошло, чтобы самому ориентироваться в этой жизни. Новости чаще узнаю из Интернета – это удобнее. Телевидение в основном только вечером. Это больше как отдых вечерний. У меня есть любимые каналы, которые я смотрю – культура, исторический, природа, животные.

Политики часто врут?

– Смотря что понимать под враньем. Когда человек не все до конца говорит, можно ли это считать враньем? Говорить политику все, что он знает, – это тоже вредно. Когда умышленно пытаются что-то наврать – это другая ситуация. Бывает и так: какая-то тяжелая ситуация и пытаешься ее как-то сгладить, не выпячивать проблемные точки, а на бытовом уровне это может восприниматься как вранье. Или, например, люди не услышали то, чего бы хотели услышать. Это не вранье, а немного другие аспекты. Здесь нужно разводить понятия: истинная правда и бытовое восприятие. И когда эти разные критерии накладывают друг на друга, они часто не совпадают.

Меняет ли жизнь принципы?

– Мы все растем. Человек не может оставаться таким, каким он был, например, в 20 лет. Представление меняется. Это вполне естественно. Это же не совсем нормально, когда у 50-летнего человека осталось представление 17-летнего. Например, я стал терпимее. Если раньше я был максималист, только черное или белое, то сейчас стал спокойнее, появились новые оттенки. Пытаюсь не обращать внимания на то, что раньше злило. Стараюсь на многие вещи смотреть с улыбкой.

Критика – это польза или вред?

– Как говорит один мой знакомый: «Критика сверху – это лекарство, критика снизу – это яд». Конечно, не очень приятно, когда о тебе начинают рассуждать люди, которые тебя в глаза ни разу не видели. В их восприятии они знают о тебе буквально все и дают оценки. К этому надо спокойно относиться. К конструктивной критике, с точки зрения исправления какой-то ситуации, я отношусь нормально. Если это для того, чтобы сделать «продукт» лучше, то да. А вставать в позу, что я самый умный и никто мне ничего сказать не может, мне это не совсем присуще.

Что выберете: отдых на море или на даче?

– В зависимости от ситуации. Мне и море нравится, и дача. Если это осень, то лучше на даче, конечно. Но и на море можно. Я не могу на одном месте долго находиться – неделя, дней десять максимум. Меня нельзя назвать домоседом.

Вы частый гость на митингах. Почему?

– Это познавательный процесс, чтобы быть в курсе. Смотрю, какие тенденции и общественные настроения, какие технологии применяются и что за этим стоит. Это близкая мне сфера. Мне это важно в историческом и научном плане. Например, в моей последней книге очень много таких событий. Изучая современные моменты – технологические, политические, ты лучше понимаешь, что происходило тогда, много лет назад. В этом смысле работа в органах власти мне тоже очень помогла с точки зрения понимания процесса принятия решения, технологий, того, как это все происходит. Нельзя сказать, что я на все митинги хожу. На наиболее крупные, чтобы посмотреть, что является значимым в жизни города или области.

Вы отчаянный человек?

– У меня немало случаев в жизни было, когда я брался за какое-то новое дело. Может, в этом есть и авантюрность, но я бы назвал это поиском нового. Я иногда берусь за то, за что другие боятся браться. Опять же чтобы себя проверить, свои возможности. Это, наверное, тоже есть суть человека – проходить через эти испытания.

Вас легко обмануть?

– Бывает такое. Мне хочется видеть в людях гораздо больше лучшего, чем по итогу, оказывается, в них есть.

Какая самая запомнившаяся провокация была по отношению к вам?

– Это не очень приятные темы, на которые можно говорить. Тем более что это будет восприниматься как жалобы, а это не очень хорошо. Единственное, был один момент, когда меня пытались подставить в тех случаях, к которым я вообще не имел никакого отношения. Или оклеветать в каком-то плане, приписать мне то, чего я никогда не делал или даже рядом не стоял.

Вас часто можно увидеть в женском обществе. Вы любите женщин?

– Вы, наверное, преувеличиваете, что часто. Половина человечества – женщины. Я же не могу от них бегать. Подходят, здороваются, я могу сказать им что-то. Но сказать, что я прям донжуан, тоже нельзя.

Вы считаете себя состоявшимся человеком?

– Многим людям присуще чувство неудовлетворенности. И если сесть и считать себя довольным и самовлюбленным, то, наверное, это будет конец какой-то. Я не думаю, что у меня есть такая самоуспокоенность – считать, что все удалось. Далеко не все удалось, чего хотелось бы. Есть над чем работать.

То, чем занимаетесь сегодня, – вершина мечтаний и стремлений?

– Конечно, параллельно что-то рассматриваю и делаю. Любое дело, за которое взялся, его нужно делать хорошо либо вообще за него не браться. Сейчас делать буду то, чем занимаюсь, настолько, насколько своих мозгов хватит. Я к себе довольно самокритично всегда относился и отношусь. У меня есть планы с точки зрения научной деятельности, образовательные проекты и новые проекты, это никуда не уходит.

Всю ли информацию, которая доступна вам, можете раскрыть обществу?

– Я никогда не буду говорить какую-то конфиденциальную информацию о тех клиентах, с которыми работал как PR-консультант или в области политики. Когда ты работаешь с кандидатом в губернаторы, мэры, депутаты, получаешь много информации. Это как врач или адвокат. Это будет и неправильно, и некорректно. Поэтому я никогда этим не пользовался и не собираюсь пользоваться. Тут главный принцип должен быть такой – не навреди. Это живые люди, и они тебе доверяют. Это и для самого вредно: если будешь болтать, кто с тобой потом работать-то будет? А этого сегодня многие молодые специалисты не понимают.

Много ли у вас врагов?

– Я бы не сказал, что у меня есть враги. Были какие-то недоразумения, но я не склонен думать, что у меня есть какой-то враг и как ему отомстить. Я всегда старался разделять профессиональную деятельность и личную жизнь. Кто это не делает – их проблемы. В том числе и по отношению ко мне. Если они воспринимают меня как врага, это их проблемы, а не мои. Ходить и кому-то доказывать что-то – зачем? Даже госслужбу я воспринимаю как отдельный проект своей деятельности. Проект закрылся, страничку перевернул, начинаешь писать с чистого листа. Я знаю, что есть люди, которые меня терпеть не могут и которых я раздражаю одним своим видом, походкой, только тем, что я живу. Ну что я тут могу сделать? В этом вопросе я вряд ли им смогу помочь.

Как жить после политики?

– Если бы у меня в этой жизни была бы только политика, это была бы тоска. У меня всегда было много других направлений.

Что сегодня вас беспокоит?

– Больше глобальные вопросы – ситуация в стране. Наверное, как и большинство людей, я переношу это на личное, на себя, на семью, на детей. У меня есть определенное чувство тревоги. Это самое главное, все остальное это бытовые мелочи, о которых не стоит как-то сильно печалиться.

Ваше кредо?

– Делать свое дело как считаю возможным, выстраивать нормальные отношения с людьми. У меня очень много друзей, приятелей, людей, которые ко мне хорошо относятся. Это главное. Есть какие-то удачи, которые могут радовать: и в образовательной деятельности, и в научной, и в политической.

Вы все делаете правильно?

— Не могу сказать, что делал все правильно. Когда начинаешь что-то делать, тебе кажется это правильным. Со временем понимаешь, что где-то заблуждался, где-то передоверился, где-то недооценил какую-то ситуацию. Это вполне нормально. Я же не ангел. Я обыкновенный человек, со своими слабостями, минусами, предубеждениями. Но заламывать руки я тоже не буду. Если есть возможность исправить, стараюсь исправить, если нет – значит не повезло.

Какой вы?

– Со стороны виднее. Я не заморачиваюсь над тем, как я смотрюсь со стороны. Как любой человек, я интересен, но другие воспринимают меня так, как считают нужным. Разочаровывать или, наоборот, убеждать кого-то не буду. Сейчас мне это уже не совсем интересно. Есть определенный круг лиц, чье мнение для меня принципиально важно и значимо. Это близкие люди.

Анна Алябьева
Фото предоставлено собеседником

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version