Плохой товар границу не перейдет?
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новосибирской области на своем сайте регулярно отчитывается о недопуске в регион партий различного товара, включая ягоды, фрукты и овощи. Причем для задержания товара достаточно, к примеру, проблем с маркировкой упаковки или фитосанитарными сертификатами. И все — товар границу не пересекает, ну или, вернее, не должен ее пересекать…
По сообщениям ведомства, надзорный орган тоннами задерживает виноград, нектарины, персики, сливы и прочие товары, от которых ломятся прилавки стихийных рынков Новосибирска.
И долгое время депутаты, представители полиции, мэрии уверяли, что вот как только они начнут забирать у нелегалов товар, едва ли не тотчас с незаконной торговлей будет покончено. Но изымать продукцию властям якобы не позволяло федеральное законодательство.
Персиков много, а контейнер всего один
Однако, как выяснилось, никаких законодательных поправок для запуска «самой действенной меры» не требуется. 12 августа глава профильного департамента мэрии Виталий Витухин лично возглавил первый рейд с изъятием товара на площади Калинина и публично объявил «войну» нелегалам. «Мы приедем везде и изымем все, что торгуется незаконно», — объявил он.
Да только возможности мэрии оказались несопоставимы с масштабами проблемы. Для изъятия приготовили всего один контейнер на 2,5 тонны. И заполнили его буквально за неделю. С тех пор о рейдах с изъятием товара слышно все меньше. И хотя в мэрии говорят, что вот-вот решат, куда девать изъятое, последний рейд на площади Калинина ограничился составлением протоколов с копеечными штрафами, которые торговцам-нелегалам с их оборотами просто курам на смех.
Все лето НДН.инфо наблюдал за одной такой торговой точкой на площади Калинина, 157, рядом с автобусной остановкой. Там работает парень по имени Сухроб, обладающий потрясающей удачей брать выходной на время рейдов и проверок. Правда, как рассказал нам представитель администрации Центрального округа, однажды он все-таки попался на рейд с изъятием. Однако товара у него, очевидно, куда больше, чем забрали за один раз.
Надзорные органы есть, надзора нет
Но вернемся к забитому под завязку контейнеру. По словам мэра Анатолия Локтя, за своим товаром пришел только один торговец. Но и у того не все в порядке с документами. По этому случаю идет разбирательство. Все прочие же лишенные товара нелегалы вернуть фрукты-овощи даже не пытались. Очевидно потому, что никаких документов на продукцию у них нет.
Но как же такое получается?.. Россельхознадзор при малейшем подозрении задерживает и разворачивает на границе тонны «витаминов». А площади Новосибирска буквально забиты продовольствием из среднеазиатских и других солнечных республик без каких-либо документов на эти продукты. Но этот факт ведомство уже не заботит.
«Осуществление фитосанитарного контроля в мелкорозничной сети не входит в компетенцию управления», — сообщает в ответе на запрос НДН.инфо Александр Баев, руководитель Россельхознадзора в Новосибирской области.
Удобно — мы все проверяем на границе, а откуда в городе потом столько товара без документов, уже не наше дело. И ведь речь идет о продуктах питания. За безопасность которых по факту никто не отвечает. Есть вроде еще Роспотребнадзор. Но отчего-то никакого интереса к теме и это ведомство не проявляет.
А меж тем, по словам врача-эпидемиолога Ольги Захваткиной, плоды, которыми торгуют на открытом городском воздухе, могут представлять опасность для здоровья человека — они впитывают в себя тяжелые металлы, которые содержатся в выхлопных газах машин и выбросах предприятий города. Эти вещества невозможно удалить или вымыть из продуктов. Да, к счастью, о массовых отравлениях речи не идет, но тяжелые металлы имеют свойство накапливаться и вполне возможно еще заявят о себе спустя время.
«Мы не знаем, сколько дней и недель стоят эти фрукты. Чем дольше стоит, тем большее количество вредных веществ проникает. Даже через толстую корочку арбуза», — отмечает специалист.
Выходит своего рода «русская рулетка», в которую массово играет потребитель, а призванный следить за его здоровьем и безопасностью чиновник по сути закрывает на проблему глаза.
Остается еще надежда на президента. Мы обратились и к нему. И обязательно расскажем о результатах.