Сделать это пришлось, как следует из официального заявления мэрии, из-за контролирующих органов, которые нашли в торговом комплексе «Восток» (его строит на месте ПАТП-8 ООО «Сателит» бизнесмена Дмитрия Башмакова) «значительные недостатки» и отказались выдать разрешение на эксплуатацию.
Сейчас, наверное, нет смысла перечислять сколько раз объявлялось о закрытии «Гусинки» и переезде ее на новые места, которые позиционировались тем же экс-губернатором НСО Василием Юрченко как «более современные, комфортные, отвечающие всем требованиям закона, рыночного комплекса». История закрытия (или переезда) барахолки – это уже перманентное состояние. Она напоминает ремонт своего жилья, начатый нерадивым хозяином. И ремонт этот продолжается бесконечно… И все «закрытия» «Гусинки» сопровождались стихийными митингами, разборками, многочисленными комментариями СМИ, которые уже можно «вмесить» в толстенные книги.
Появившаяся на карте столицы Сибири барахолка на «Гусинке» еще в далекие шестидесятые прошлого века по-настоящему «расцвела» и начала бурное развитие в «лихие» девяностые годы. Впрочем, в тот период вся Россия представляла из себя сплошную барахолку. Но, тем не менее, именно «Гусинка» стала своеобразным местом выживания для многих тысяч людей как Новосибирска, так и всей Западной Сибири. Для тех, кто лишился работы, остался за порогом бедности и выживал, кто как мог. Именно здесь, забыв о дипломах о высшем образовании, многотысячные ряды торговцев пополнили бывшие учителя и медицинские работники, инженеры высшей квалификации и работники культуры, военные и гражданские и т.д. и т.п. Вещевой рынок на «Гусинке» «обувал и одевал» мегаполис и всю область с ног до головы! Дешево, но сердито!
Практически вся оптовая торговля Западной Сибири базировалась только на «Гусинке». За товаром в Новосибирск шли бесчисленные караваны оптовиков. В последние годы можно было наблюдать одну и ту же картину: все стоянки вокруг барахолки были заняты транспортом — большими рейсовыми автобусами, маленькими маршрутными «Газелями», легковыми машинами. Глядя на номера и автобусные таблички, можно было понять, куда убывают товары: Томск, Омск, Кемерово, Красноярск, Кызыл, Северобайкальск, Якутия, Нефтеюганск. Фактически вся Сибирь закупала здесь товары.
Стихийное развитие Гусинобродского рынка с каждым годом шло и вглубь и вширь. И этот процесс необходимо было направить в нормальное законное русло. Это понимали и городские власти Новосибирска. Именно поэтому реорганизацию «Гусинки» мэрия затеяла больше десяти лет назад, в 2001 году, признав, что город недополучает от операторов рынка десятки, если не сотни миллионов рублей в год. Причем, о том, что это необходимо делать, новосибирские власти заявили одними из первых в России.
В начале нулевых годов подобная картина вокруг вещевых рынков наблюдалась практически во всех российских мегаполисах. Но факт остается фактом,
Парадокс заключается в том, что во всех городах-миллиониках переезды открытых вещевых рынков «под крышу» уже давно состоялись и барахолки стали вполне приличными местами торговли. Вспомним хотя бы тот же знаменитый столичный «Черкизон» или гигантский вещевой рынок в знаменитых Лужниках, которые «приказали долго жить» в центральных районных Москвы, но вместе с тем продолжают свою торговую деятельность в новом цивилизованном формате где-то то на периферии столицы. Новосибирск же, единственный на всем российском пространстве мегаполис, который «сохранил» барахолку в классическом виде, образца девяностых годов даже в «статусе ярмарки».
…По признанию депутата новосибирского горсовета Александра Люлько, до 2000-го года барахолка приносила в бюджет города всего несколько миллионов рублей. Это примерно столько же, сколько Новосибирск мог получить от какого-нибудь… киоска или павильона. И ведь не надо было быть искушенным финансовым специалистом, чтобы понять, что оборот барахолки составляли не десятки, а сотни миллионов рублей ежегодно, а по оценкам специалистов и свыше миллиарда. Бесконтрольность и нерешительность властей подступиться к Гусинобродскому рынку привела к тому, что «Гусинка» стала мощным источником денег для криминалитета, «крышевавшего» буквально каждого торговца. «Черный нал» миллионами перекочевывал куда угодно, но только не в бюджет города.
Но реорганизацию «Гусинки» мэрия все же начала. МУП «Вещевой рынок» был реформирован в ОАО «Гусинобродское», были изменены и формат управления, и организационно-правовая форма. Сам же рынок остался в собственности муниципалитета.
Однако реформа натолкнулась на жестокое сопротивление криминальных кругов: начались заказные убийства представителей власти, связанных в «Гусинкой». Должность вице-мэра (кто бы мог подумать!) по-настоящему стала «расстрельной». В августе 2001 года был застрелен заместитель главы города Игорь Беляков (он выполнял поручение мэра: увеличить доходы города от рынка). В 2002 году (тоже в августе) – был убит депутат Горсовета Анатолий Карпунин (заместитель директора ОАО «Гусинобродское», член комитетов Совета по муниципальной собственности и по бюджету). В 2004 году – убили и вице-мэра Валерия Марьясова, который продолжал реорганизацию рынка. Оба вице-градоначальники до гибели возглавляли департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства… Вот такая грустная констатация фактов.
Сюда еще можно добавить и то, что на «Гусинке» торговлей, по крайней мере, пару лет назад занимались свыше десяти тысяч человек. Причем, восемьдесят процентов из них составляли мигранты – киргизы, таджики, езиды, туркмены. Многие из них «обрусели», получили гражданство, купили квартиры (в основном на Плющихинском жилмассиве), а некоторые даже отслужили в российской армии. Но это не говорит о том, что проблема мигрантов не существует. Она есть и будет. Поскольку связь «человек Востока и рынок» практически неразделима. И сколько «Гусинка» будет торговать под открытым небом, столько же будет продолжаться мигрантский поток торговцев, в большинстве своем не имеющих в распоряжении ни то что соответствующих лицензий, а элементарных санитарных книжек…
Забота власти — сохранять и преумножать рабочие места, делая, тем самым местную экономику более устойчивой. А в конкретном случае с барахолкой, необходимо предоставить возможность перевезти бизнес всем, кто работает сегодня на вещевых рынках. Всем – это значит «переезд» должен устроить не треть или половину торговцев. Вот только куда?
Предполагается, что часть торговцев «Гусинки» сможет переехать на площадку в Новосибирском районе недалеко от Пашино на пересечении Северного объезда и Пашинского шоссе, где инвестор ООО «Норд Сити Молл» возводит торгово-логистический центр. Он располагается на территории в 20 га и будет предназначен для оптовой и розничной торговли. Первая очередь должна быть сдана в сентябре нынешнего года, вторая — в июне 2016 г. Проект оценивается в 4,5 млрд руб. Общая строительная площадь комплекса составит 170 тыс. кв. м, а торговой и складской зоны — 90 тыс. кв. м. По словам генерального директора «Норд Сити Молл» Вагана Авакяна в сентябре он сможет принять порядка тысячи арендаторов.
Следовательно, остаются в силе дата 1 октября, и торговый комплекс «Восток». Тем более 28 мая Анатолий Локоть официально заявил журналистам, что «закрытие барахолки не будет переноситься бесконечно. Сроки обозначены». Будем надеяться, что окончательные?
И последнее. На месте, где располагается Гусинобродская барахолка, должно начаться строительства метродепо Дзержинской ветки, а также нового автовокзала с соответствующей инфраструктурой в виде гостиниц и многоуровневых парковок. Хотелось бы верить, что с 1 октября новосибирские власти наконец-то заговорят именно об этих объектах, а не о барахолках… В противном случае, наверное, следует ожидать новый телекомментарий Андрея Караулова в «Моменте истины», сюжеты которого, как известно, иногда просматривает и президент России Владимир Путин…
Анатолий Подваленчук
Фото: youtube.com
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!