Еще пять лет назад авиадебош расценивался лишь как административное правонарушение. Однако с учетом изменений в законодательстве, внесенных весной 2017 года, грубое нарушение общественного порядка на воздушном транспорте стало считаться основанием для возбуждения уголовного дела. Как итог, уже в 2018 году Московская межрегиональная транспортная прокуратура отчиталась: авиадебоширов стали привлекать к уголовной ответственности в 2,5 раза чаще, чем прежде. Но и до этого случались прецеденты, когда скандалы в полете оборачивались тюремным сроком.
Крутое пике за решетку
Самый известный авиадебошир России, саратовский бизнесмен Сергей Кабалов, в 2014 году получил 3,5 года лишения свободы. Такой срок ему назначили за попытку угона самолета и избиение бортпроводника. При этом прокуратура запросила для дебошира 8,5 лет заключения, хотя по совокупности преступлений ему грозило целых 12 лет тюрьмы. Судьбу Кабалова решали присяжные — процесс растянулся на четыре месяца и широко освещался в СМИ.
А началось все со скандала в очереди к туалету. Пьяный Кабалов поругался с кем-то из пассажиров, потом решил закурить прямо на борту, начал кидаться на окружающих и избил стюарда, который пытался его успокоить. Что сделал бортпроводник в ответ? Да ничего — тогда с юридической точки зрения он не имел права оказывать физическое воздействие на агрессора. Вишенкой на торте стала угроза в адрес пилотов: предприниматель пытался взять штурмом кабину летчиков и заявил, что заставит их посадить самолет. Все действо сопровождалось криками «я депутат», «я спецназ ГРУ» и «я могу убить двумя пальцами любого».
В итоге Кабалов сел сам, перед этим побывав в международном розыске и больше месяца скрываясь за рубежом. Но позже стараниями адвоката приговор был обжалован, с бизнесмена сняли первое из обвинений, смягчив наказание до 1,8 года колонии.
Защита или нападение: как можно остановить буйного соседа
Дебошир в самолете — к потерям. Если на борту попадается неадекватный пассажир, перевозчику непременно приходится иметь дело с дополнительными расходами — из-за задержки рейса, вынужденной посадки или порчи имущества компании. Так, этим летом 40-летний житель Красноярского края сорвал взлет самолета в Толмачево неадекватным поведением. Когда пилот уже выполнял руление, сибиряк отказался пристегиваться, начал ругаться матом и разбрасывать вещи. Судно вместе со всеми пассажирами вернулся на стоянку, чтобы передать мужчину в руки полицейским.
Еще хуже, когда дебошир проявляет себя уже в воздухе: двумя месяцами ранее самолет сообщением «Москва — Анталья» прервал полет и вынужденно сел в Краснодаре, чтобы высадить одного из пассажиров. Долететь до пункта назначения помешал пьяный житель Подмосковья, который отказывался сидеть на месте, вел себя агрессивно, ходил по салону и приставал к другим пассажирам.
Однако материальный ущерб — лишь полбеды. Неадекват на борту представляет угрозу не только для экипажа, но также для своих соседей и в целом для безопасности полета. В начале декабря президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий персоналу воздушных судов применять «специальные средства сдерживания» к авиадебоширам. Законодательство ужесточили после серии скандальных инцидентов на борту, в том числе с участием Кабалова. Правда, что это за меры такие, власти пока не уточнили — подразумеваться могут как пластиковые наручники, так и электрошокеры.
А что вправе сделать против нарушителей порядка другие пассажиры? Ведь нередко именно им приходится страдать от неприятного соседства.
Вязали вшестером
Показательный пример: 8 декабря на борту самолета авиакомпании S7, выполнявшего рейс «Магадан — Новосибирск», мужчина в припадке пытался задушить сидящую впереди пару. Вмешаться пришлось другим пассажирам. Где в этот момент находились бортпроводники, неясно. На кадрах видно только, как на помощь паре подоспели попутчики, которые вшестером скрутили неадеквата, уложили лицом в сидение и удерживали за руки и ноги.
Позволительно ли в таких случаях пассажирам применять физическую силу? И что сделать, чтобы не превысить пределы необходимой обороны? Объясняет юрист Кирилл Кузнецов, управляющий партнер юридического агентства «ЭКВИ».
«Закон и практика вполне допускают самозащиту и активизм в случаях воспрепятствования дебошу и неисполнении команд капитана воздушного судна. Если неадекват пока умеренный и на вежливые замечания не реагирует — просто вызовите бортпроводника и передайте свои пожелания через него. Далее при игнорировании указаний бортпроводника дебошир в конце концов получит приказ от командира ВС. И как только он его не исполнит — проступок станет наказуемым вплоть до уголовного наказания, включая лишение свободы», — рассказал эксперт НДН.инфо.
Иными словами, схема нейтрализации противника следующая: пока дебошир сидит относительно смирно, то же самое следует делать и вам. Однако если дело дошло до насильственных посягательств, долго ждать не нужно. Прежде чем пускать в ход физическую силу, расскажите о нарушителе экипажу и зафиксируйте дебош на видео. Следом подключите «группу поддержки» — крепких пассажиров, которые помогут успокоить агрессора.
Избегайте случайных жертв: салон самолета не должен превращаться в бойцовский ринг, поэтому постарайтесь освободить пространство для схватки, попросив мирных граждан отойти в безопасное место. Стоит помнить, что ваша задача — утихомирить пассажира, а не отправить его в нокаут.
Скотч всему голова
Для «успокоения» отлично могут подойти ремни для швартовки груза, дополнительные ремни безопасности или даже скотч. Последний как нельзя пригодился на борту самолета авиакомпании Nordwind, где этой зимой пассажир в состоянии сильного алкогольного опьянения разбил внутреннее стекло иллюминатора. Остаток полета мужчина провел, будучи привязанным скотчем к креслу, и все это время демонстрировал примерное поведение.
Скотч подействовал и против пассажира рейса «Минеральные воды — Новосибирск», который буянил во время полета и пытался пробраться в кабину пилотов. Лишившись возможности двигаться, агрессору оставалось только громко проклинать окружающих.
«Не надо геройства. Дебошира нужно не вырубить, а только обездвижить. После скручивания оппонента — зафиксируйте его в неподвижном положении. Практика нашла вполне неплохой способ — приматывание скотчем к сиденью», — отметил Кирилл Кузнецов.
Не допускайте причинения несопоставимого вреда — даже если вам кажется, что дебошир этого вполне заслуживает. Не исключено, что, придя в себя, хулиган вспомнит про нанесенные увечья, и тогда отвечать перед полицейскими придется уже вам.
«Не нужно ему ничего ломать, не нужно запинывать, душить и прочее. Поверьте, на земле после посадки вместе с ускоренным протрезвлением его ждут гораздо более серьезные последствия и страхи», — добавляет эксперт.
После обезвреживания агрессора есть два сценария развития событий. Либо пилоты продолжат полет, либо незапланированно приземляться в ближайшем аэродроме, чтобы полицейские смогли задержать дебошира. В обоих случаях для остальных пассажиров это обернется испорченным настроением и потерей времени. Из плюсов — теперь вы стали практически борцом с преступностью.
«Отдышитесь, извинитесь перед соседями за вынужденную нервозность, сядьте на место и чувствуйте себя героем, принимая заслуженные похвалы. Но будьте готовы по приземлении давать показания, убив на это дело еще пару часов», — заключает Кирилл Кузнецов.
А дебошир, вдобавок к сорванному отдыху, получит запись в личном деле. Если действия нарушителя будут квалифицированы по п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), ему грозит максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы.