Для того, чтобы назвать причины обрушения рынка выездного туризма, не нужно быть экспертом. Любой имеющий отношение к туризму и путешествиям не задумываясь назовёт их: пандемия и санкции.
Пандемия. Рынок выездного туризма рухнул в одночасье
Появление информации о возникновении и распространении очагов заражения COVID-19 привело сначала к ограничению, а потом и повсеместному закрытию международных авиарейсов. Напомним, что уже 1 февраля 2020 года российский минтранс в связи с угрозой распространения эпидемии отменил все регулярные региональные рейсы между Россией и Китаем, две недели спустя сформированный правительством оперштаб полностью блокировал авиасообщение с этой страной. 27 февраля в «стоп-лист» были включены Италия, Южная Корея и Иран, а далее процесс нарастал как снежный ком. Одним из последних, 20 марта, под ограничения попал Таиланд.
С третьей декады марта всё международное авиасообщение работало в одном направлении — на вывоз российских туристов с зарубежных курортов. Всего к концу апреля из-за рубежа в страну было возвращено 172 тысячи туристов, в том числе в Новосибирск было выполнено семь вывозных рейсов S7 Airlines из Бангкока, Камрани и Бишкека. После чего в выездном туризме наступила длительная пауза.
Как только прошёл первый шок от введения антиковидных мер и сняты первые ограничения на передвижения внутри страны, сибиряки потянулись к морю. Если в июне 2020 года односторонний авиатрафик из Новосибирска в направлении черноморских курортов (Сочи, Симферополь и Анапа) составлял 11,2 тысячи человек, то в июле он вырос более чем в четыре раза, а к августу достиг 60 тысяч в месяц, почти вдвое превзойдя показатели августа 2019 года. Но искушённые сибирские туристы жаждали отдыха на международных курортах.
Восстановление. Знакомая Турция и неизведанный Занзибар
Шансы вернуться на зарубежные курорты у россиян появились в начале августа 2020 года, когда Росавиация разрешила авиасообщение с Турцией, Танзанией и Великобританией и открыла для выполнения международных рейсов первые три авиаузла: Москву, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. Именно с расчетом на транзит через эти города стали строить свои региональные программы федеральные туроператоры. Однако с 20 августа в расширенный перечень «выходных точек» вошёл Новосибирск, и уже в августе произошёл «перезапуск» прямого рейса в Анталью. А в ноябре стартовали рейсы на танзанийский остров Занзибар, ставший волею случая главным направлением выездного туризма зимы 2020-21 годов. Всего с ноября 2020 по апрель 2021 года на африканские пляжи из Новосибирска вылетели более 12 тысяч туристов.
На протяжении следующих месяцев география доступных сибирякам направлений стабильно расширялась. Если в летний сезон 2021 года рынок входил с предложением прямого перелёта на шесть курортов дальнего зарубежья, то накануне зимнего сезона в ноябре доступными были уже восемь курортных дестинаций. И этот факт, безусловно, внушал оптимизм сибирским туристам, строящим планы на 2022 год. Появилась надежда и у туроператоров, для которых дополнительной проблемой являлись обязательства по отменённым турам, формирующие ещё одну волну спроса наряду с актуальным и отложенным.
Однако эти планы и надежды нарушил фактор, не менее весомый и столь же неожиданный, как пандемия.
Санкции. Закрытие неба и удар по авиапарку
С началом специальной военной операции, объявленной 24 февраля 2022 года, страны западного блока усилили санкционное давление на Россию. Два из введённых в этот период ограничений оказали прямое влияние на выездной туризм в РФ. Уже в феврале в очередной санкционный пакет ЕС был включён запрет на пролёт российских самолётов через воздушное пространство Евросоюза. К этому решению присоединился еще ряд стран «коллективного Запада», включая США. Тем не менее оно оставляло российским перевозчикам и операторам возможность работы по актуальным для отечественных туристов направлениям отдыха.
Обойти второе ограничение, связанное с запретом на использование российскими авиакомпаниями самолётов, зарегистрированных в иностранных реестрах в рамках договоров о лизинге, оказалось значительно сложнее. Руководствуясь введёнными санкциями, европейские лизинговые компании направили российским авиаперевозчикам уведомления о прекращении договоров перестрахования, фактически запретив использование самолётов и тем самым открыв охоту за ними. Первыми были задержаны воздушные суда «Победы» в Стамбуле и «Нордвинда» в Мехико. Задержания самолётов происходили даже на постсоветском пространстве, включая аэропорты стран, входящих в ОДКБ.
Несмотря на меры, принятые российскими авиационными властями и перевозчиками, полностью избежать рисков пока не удаётся. Последний из таких случаев — задержание самолёта «Аэрофлота» на Шри-Ланке — произошёл, несмотря на гарантии, ранее выданные перевозчику правительством этого островного государства. И хотя, благодаря ускоренной процедуре проведения судебного заседания, самолёт был выпущен в Россию, осадок, как говорится, остался. «Аэрофлот» приостановил полётную программу в Шри-Ланку.
Новая логистика
Безболезненно обойти ограничения по использованию импортных самолётов не позволяет текущее состояние авиапарка ведущих российских перевозчиков. Так, эксплуатационный флот крупнейших российских авиакомпаний (Аэрофлот, S7 Airlines) практически на 100% состоит из воздушных судов, зарегистрированных в иностранных реестрах, использование которых ввиду введённых ограничений возможно только на внутренних авиалиниях.
Основной неподсанкционной «рабочей лошадкой» российских перевозчиков является отечественный Сухой Суперджет SSJ-100, состоящий, в частности, в парке авиакомпаний «Россия» (60 самолетов), «Азимут» (14), Red Wings (17). Однако технические характеристики SSJ-100 позволяют использовать его на ограниченном расстоянии — в полной компоновке (98 кресел) дальность полёта составляет 3000 километров, что фактически исключает возможность организации прямых рейсов из Новосибирска на зарубежные морские курорты.
Ограничения по возможностям использования за пределами России воздушных судов, находящихся под санкциями, привели к новым логистическим решениям. Одним из них является создание транзитного хаба в Сочи. Схема проста. В аэропорт внутренними рейсами из различных городов России (в том числе и самолётами зарубежного производства) прибывают транзитные пассажиры, которые дальше пересаживаются на отечественные среднемагистральные SSJ-100 и вылетают к месту назначения.
Причём по популярным туристическим направлениям Суперджеты разлетаются в режиме пригородных электричек. Так, на Анталью в расписании сочинского аэропорта значатся 34 рейса в неделю (почти пять в день), в том числе 24 выполняет авиакомпания «Россия», в Стамбул — 30 рейсов в неделю (более четырех в день), в Даламан — восемь, и ещё четыре рейса в неделю вылетают в Бодрум. То есть в разгар сезона из Сочи в Турцию будут вылетать 76 рейсов в неделю или почти 11 в день!
По такой же схеме, но с меньшей интенсивностью, будет организован перелёт из Сочи на базе отечественных воздушных судов и на другие популярные у россиян курорты: в Дубай, Каир, а также в Тель-Авив, Баку и другие доступные для россиян аэропорты, расположенные в радиусе досягаемости SSJ-100.
Перспективным решением проблемы дефицита перевозки представляется и привлечение в российские регионы иностранных перевозчиков, на которых не распространяются введённые против РФ санкции. Такими, к примеру, являются авиакомпании Flydubai, «Узбекские авиалинии» или AirAstana, выполняющие рейсы в Новосибирск. Снять избыточный спрос на популярных у сибиряков направлениях, по мнению представителей регионального турбизнеса, мог бы заход в регион турецких или тайских перевозчиков. Однако их допуск на российский рынок контролируется Росавиацией, одной из задач которой является соблюдение паритета в перевозке между российскими и зарубежными игроками в интересах отечественного авиационного бизнеса.
А что же с прямыми вылетами из Новосибирска?
С момента окончания в марте зимних полётных программ в Египет и Таиланд единственным курортным направлением зарубежного отдыха с прямым перелётом из Новосибирска оставался Дубай на регулярном рейсе национального перевозчика Flydubai. К июню рейс выполнялся с частотой четыре раза в неделю на Boeing-737. Однако в силу целого ряда причин, включая ценовую политику, на статус основного направления массового туризма Эмираты никогда не претендовали и, более того, в силу климатических особенностей всегда считались сезонным направлением. «В лето» Дубай впервые за более чем четвертьвековую историю присутствия на местном рынке ушёл в прошлом году на фоне дефицита предложений пляжного отдыха. И полностью снять существующий в регионе спрос на отдых у моря направление, по оценкам экспертов, не способно.
Поэтому объявление о постановке прямой полётной программы авиакомпании AZUR air в Анталию из Новосибирска взбодрило и туристов, и турагентов.
-
- Рейсы на самый популярный летний курорт будут выполняться пять раз в неделю на широкофюзеляжном Boeing-777-300 вместимостью более 500 кресел.
- Работать на программе будут несколько федеральных туроператоров.
- Опубликованные в системах бронирования цены начинаются от 196 тысяч рублей на двоих за 6 дней в отеле с all inclusive, перелётом, групповым трансфером, страховкой и топливным сбором.
Если программа не будет скорректирована, то воспользоваться ей до конца сентября смогут порядка 45 тысяч туристов, что, конечно же, недостаточно для удовлетворения существующего спроса на пляжный отдых.
Фото: STI-Сибирский туристический портал
Принципиально не повлияет на него и заявленный авиакомпанией S7 Airlines рейс на Иссык-Куль (аэропорт Тамчи). Тринадцать еженедельных рейсов по воскресениям на Airbus-320 смогут доставить на горное озеро порядка двух тысяч человек. При том, что за последнее время на курорте появились современные средства размещения, в том числе и высокого ценового уровня, в целом курорт ориентирован на нижний ценовой сегмент с соответствующим уровнем сервиса. К его безусловным плюсам относятся доступность сервиса и продуктов, отсутствие языкового барьера и уникальный климат. К тому же с 1 мая Киргизия отменила для въезжающих россиян обязательное наличие сертификатов о вакцинации и ПЦР-тестов. В настоящее время туристы могут самостоятельно приобрести билеты и страховку (необязательно, но рекомендовано, чтобы избежать расходов в случае обращения за медицинской помощью) и въехать в страну. Специалисты турбизнеса в первую очередь рекомендуют курорт для семейного и оздоровительного отдыха.
Реальные альтернативы и перспективы
В условиях, когда страны, ориентирующиеся на привлечение туристов, постепенно снимают последние противопандемийные ограничения, на первый план в определении реальных перспектив выездного туризма выходят политические ограничения. К настоящему времени, согласно данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), ограничения по COVID-19 обнулили или свели к незначительным формальностям (таким как заполнение анкет перед вылетом или регистрация в мобильном приложении) 53 страны мира. В 10 из них из России (преимущественно из Москвы) на начало июня выполнялись прямые рейсы. Это два европейских государства — Сербия и Белоруссия, и восемь азиатских: Турция, Израиль, Монголия (только из Улан-Удэ), Бахрейн, Киргизия, Армения, Казахстан и Абхазия.
Фото: STI-Сибирский туристический портал
Число разрешений на прямое авиасообщение из Новосибирска, выданных Росавиацией, исчисляется десятками. В 2021-22 годах перевозчики в общей сложности получили 70 допусков на выполнение полётов в аэропорты 36 городов в 19 странах мира. В их число входят практически все актуальные для сибиряков зарубежные курорты. Однако для постановки прямых рейсов необходимо одновременное выполнение нескольких условий:
-
- доступность страны для массового туриста;
- отсутствие в стране серьёзных противоэпидемиологических ограничений;
- наличие разрешений на выполнение авиасообщения;
- гарантии безопасной эксплуатации воздушных судов российских перевозчиков.
Поэтому с точки зрения перспектив появления в полётном расписании международного аэропорта Толмачёво новых направлений пляжного отдыха шансы имеет большинство любимых сибиряками дестинаций. Но только в том случае, если их организаторы — перевозчики или туроператоры — будут иметь уверенность в коммерческой перспективе рейса. В целом ситуация на региональном рынке выездного туризма напоминает период его становления — 1990-е и начало 2000-х годов, когда дефицит перевозки определял высокие цены на зарубежные туры и сдерживал развитие географии путешествий.
Риски выездного туризма
И в заключении нельзя не сказать о рисках, сопровождающих выездной туризм. Они не новые, но их обострение в текущей политической ситуации весьма вероятно. По большому счёту, их два. Во-первых, это старые риски террористических угроз, которые достаточно высоки в популярных у россиян странах, таких как Египет, Турция, Шри-Ланка. Понятно, что страны, в структуре экономике которых туризм играет важную роль, всячески стремятся обезопасить своих гостей. Однако туристы — одна из наиболее доступных и эффектных мишеней для совершения политических демаршей, угроза которых возрастает в периоды политической нестабильности. Достаточно вспомнить многочисленные инциденты с туристами в Египте начиная с расстрела 58 туристов в Луксоре в ноябре 1997 года или более свежий пример с убийством российского посла в Турции, свидетельствующий об уязвимости национальной системы безопасности.
Второй риск — относительно новый, связан с возможными эксцессами от совместного пребывания российских и украинских туристов на тех же популярных курортах. Вероятность получить как минимум негативные впечатления от отдыха на фоне возросшей в последние месяцы пассионарности граждан соседнего государства достаточно велика. Тем более что, несмотря на события на Родине, число украинских туристов в той же Турции по-прежнему велико. Согласно данным минтуризма Турции, по итогам первых четырёх месяцев 2022 года украинские туристы входят в топ-10 гостей страны. А их соотношение с россиянами на турецких курортах даже выросло и в настоящее время составляет чуть менее чем один к трём, тогда как в допандемийный период было ближе к 1:5.
Так что взвешенных вам решений и хорошего отдыха!
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!