i
erid: 2SDnjdu3xKd

Экологическое воспитание — необходимость современности

— Сергей Вячеславович, что такое экологическое воспитание?

— Это в первую очередь воспитание у детей с самого раннего возраста любви к природе, родному краю, городу, науке. Они начинают понимать, как функционируют природа, различные биологические объекты. Городская жизнь накладывает определенный отпечаток на мышление, поэтому часто не осознается сущность природы. Дети больше знают о кенгуру и крокодилах, нежели о животных, которые обитают в Новосибирской области. Экологическое воспитание — это важная составляющая образовательного процесса вообще.

— В Институте цитологии и генетики экологическое воспитание реализуется методом непрерывного образования. Расскажите подробнее.

— Современному ученому, помимо знаний и понимания предмета, необходимо наличие критического и креативного мышления. Это основа любой науки, такое мышление нужно развивать с раннего возраста. Современные программы школ и вузов ориентированы на выполнение стандартных тестов и различных заданий, но никак не способствуют его развитию.

Основная задача ученого — умение правильно ставить вопрос. В плане экологии — подвергнуть сомнению или правильно оценить какое-либо явление природы. Если умение критически ставить вопрос отсутствует, человек не может заниматься наукой, так как не осознает процесс. Воспитать критическое мышление в более позднем возрасте невозможно, так как человек начинает мыслить шаблонами.

Мы заинтересованы, чтобы в науке были профессиональные кадры. Суть непрерывного образования в том, что с дошкольного возраста дети получают знания на базе Лаборатории экологического воспитания при нашем институте, в школе учатся в классах с естественнонаучным уклоном, продолжая заниматься в Лаборатории экологического воспитания по тематическим профилям. Затем поступают в колледжи либо в вузы на специализированные факультеты, по их окончании — в профильную магистратуру, затем в аспирантуру. Это некая цепочка подготовки научного персонала для институтов Сибирского отделения РАН. В Институте цитологии и генетики эта система выстроена полностью. Поддерживается тесная связь с гимназией № 3, лицеем № 130, колледжем информатики НГУ, со специализированным учебно-научным центром НГУ (бывшая ФМШ), в котором мощно развито химико-биологическое направление.

— Какой процент воспитанников экологической лаборатории связывает свою жизнь с наукой?

— Можно говорить лишь о тех, кто работает в институтах СО РАН. В лаборатории обучаются ежегодно около 300 детей. Из них естественной наукой продолжают заниматься около 20 %. В научные институты приходит около половины. Другая часть идет в геологию, картографию, решает заняться экономическими или сельскохозяйственными науками, которые в том числе связаны с естественными науками и экологией. Это очень хороший показатель. У нас работают люди, которые начинали с Лаборатории экологического воспитания, а сейчас уже имеют ученые степени.

— На базе института регулярно проводятся юннатские конференции. В чем их необходимость?

— В конференциях участвуют представители и воспитанники станций юных натуралистов. Большинство юннатских станций не обладает той материально-технической базой, которая есть у современных научных биологических институтов. Как правило, конференции посвящены двум аспектам. Первый — показать юннатам, к чему нужно стремиться, какой уровень исследований необходим, какая для этого есть современная база. Второй — рассказать преподавателям о научно-методической базе, с помощью которой юннатов можно готовить к конференциям и научной деятельности.

Идея конференций при научных институтах оказалась удачной. Уровень подготовки воспитанников Лаборатории экологического воспитания позволяет глубоко изучить проблему, собрать необходимые данные, систематизировать их и представить практически готовый научный доклад, который существенно отличается от докладов детей, взявших информацию из других источников. Текущая ноябрьская конференция «Ресурсное обеспечение формирования экологической культуры в юннатском движении» будет посвящена распространению опыта организации эффективной работы по формированию экологической культуры у подрастающего поколения и возрождению юннатского движения в России, о котором в прошлом году говорил председатель Русского географического общества Сергей Шойгу.

— Экологические стажировки, обмены… В чем их необходимость?

— В каждой стране есть свои экологические стандарты, культура. Чтобы выйти за рамки этих стандартов, нужно знать, какова ситуация в этом направлении. Не просто прочитать в Интернете или посмотреть ролик, а именно проникнуться культурой этой страны. Экологическая стажировка влияет на культуру детей и взрослых. Не секрет, что странами-лидерами по разработкам в области экологии являются Япония, Германия и другие. К слову, сейчас мы реализуем проект по международному молодежному экологическому обмену между Россией и Германией, чтобы дети этих стран ознакомились с ситуацией, формами бытия, бизнесом и культурой. В октябре 2015 года 10 воспитанников Лаборатории экологического воспитания поедут в Германию на экологическую стажировку.

В Японии в сознании людей бережное отношение к окружающему миру полностью превалирует над поведением. У японцев это воспитывается с самого раннего детства и выражается в заботе о других. Что интересно и важно: если экологическое воспитание начать с ребенка, то впоследствии он начинает перевоспитывать родителей. Положительные результаты экологического воспитания возможно получить за два поколения. При этом процесс экологического образования должен быть непрерывным.

Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах. Экологическое воспитание учит человека жить в гармонии с окружающим миром, создавая комфортную среду для работы и жизни. Именно поэтому экологическое воспитание — требование времени!

Беседовал Александр Ярошевский

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version