Владимир Барсуков учился в Новосибирске, в 1975 году уехал в Казахстан. Там получил квартиру, жизнь наладилась. Но в 90-х, говорит Владимир Александрович, жизни не стало.
«Я жил в Казахстане, работал в мастерской, ремонтировал холодильники. На жизнь хватало. В 90-х русских стали ненавидеть, говорили: «Зачем, русская сволочь, сюда приехал?» Дважды грабили мастерскую», — рассказывает Владимир Барсуков.
В 2008 году Владимир Александрович решил вернуться в Новосибирскую область и обосновался в Краснозерском, зарегистрировал предприятие, но…
«Я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Открыл счет в банке. Мне говорили, надо работать «по-черному», а я решил «по-белому». Прошел год — по нолям. Из налоговой пришла бумага, что надо платить. А с чего платить? В банке сказали, раз вы не можете обслуживать счет, то закрывайте его. Я и закрыл. Думал, на этом все…» — говорит Владимир Александрович.
После неудачного старта в качестве предпринимателя Владимир Барсуков нашел работу, устроился наладчиком холодильного оборудования, сменил несколько предприятий. Все бы ничего, да только начались проблемы со здоровьем.
«В Казахстане я жил в горах, никогда здоровье не подводило. А тут стал чувствовать себя хуже, давление начало скакать», — поясняет Владимир Барсуков.
Больше года он находится в городской клинической больнице № 1. Самостоятельно передвигаться не может. Только в коляске. Перенес неудачную операцию. Ноги поразила трофическая язва. Но тут на него свалилась еще одна беда. Владимир Александрович закрыл банковский счет, а его ИП, хоть и не работает, но является действующим. По закону. И за него, опять же по закону, нужно платить.
«Поехал я получить пенсию. А мне говорят, с вас вычли… Накоплено было около 60 тысяч. Стал разбираться, нашел судебного пристава. Он мне сказал, что исполнительный лист к ним поступил из пенсионного фонда. Я же не декларировал никаких доходов! С чего берут? Они четыре года молчали… Они мне пенсию платят, с нее же и высчитывают… — недоумевает Владимир Александрович. — Пенсия у меня небольшая. Стаж с 1963 года. Когда работал в Казахстане, там потеряли трудовую, поэтому пенсия маленькая. По заявлению пенсионера пенсионный фонд обязан ее восстановить. Я обратился, результата никакого. А деньги продолжают высчитывать. Запросы в организации я делать не могу. Родственников у меня здесь уже нет. ИП я не закрыл, глупость, конечно…»
На запрос НДН.инфо из службы судебных приставов пришел ответ. Из него следует, что в отношении Владимира Барсукова было возбуждено девять исполнительных производств: два — в 2013 году, четыре — в 2014-м, три — в 2015-м. Общая сумма, включая исполнительский сбор, составляла около 111 780 рублей. Около 88,5 тысячи подлежало уплате в пенсионный фонд в качестве страховых взносов, около 11 684 — налоги. Остальное — исполнительские сборы.
«В целях выявления денежных средств и иного имущества, принадлежащих должнику, по данным исполнительным производствам были направлены запросы в регистрирующие, контролирующие органы, банки», — отмечено в ответе на запрос. Согласно справке, запросы были направлены в 19 различных организаций.
В сентябре 2014-го приставы выяснили, что в Краснозерском Владимир Александрович не проживает и предположительно выбыл в Новосибирск. А в октябре 2014-го установили, что Барсуков получает пенсию в Управлении Пенсионного фонда в Кировском районе Новосибирска. Сюда служители Фемиды и направили «постановления об обращении взыскания на пенсию».
В настоящее время большая часть исполнительных производств «окончена фактическим исполнением исполнительного документа». По данным Банка исполнительных производств, на 7 сентября 2015 года долг Владимира Александровича перед государством составлял 57 111 рублей. Из них страховые взносы — 47 204 рубля, налоги — 5 568 рублей, исполнительский сбор — около 4 340 рублей. 25 сентября сумма долга уменьшилась почти на 31 тысячу. Пришел Барсуков за пенсией, а еще и должен остался. Вместо минимального пособия по старости от государства пенсионера обязали выплатить еще порядка 26 тысяч рублей. Вот такая арифметика. Печальная и трагичная одновременно.
Добросовестными плательщиками взносов являются далеко не все ИП. Согласно данным отделения Пенсионного фонда по НСО, «только 40% самозанятого населения являются ответственными плательщиками и уплачивают взносы своевременно и в полном объеме». С остальных же 60% взносы взыскиваются принудительно. Попросту выколачиваются. В соответствии с законом. В Новосибирской области зарегистрировано порядка 70 тысяч индивидуальных предпринимателей. Из них около 28 тысяч платят исправно. Остальные 42 тысячи — должники. Причем злостные.
ИП платит страховые взносы в виде фиксированного платежа. Если доход не более 300 тысяч рублей в год. А если более, то, помимо прочего, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тысяч.
«Все индивидуальные предприниматели… должны уплачивать страховые взносы вне зависимости от результатов своей деятельности. Закон не содержит норм, предусматривающих основание для освобождения плательщиков страховых взносов от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как неосуществление предпринимательской деятельности», — говорится в ответе отделения Пенсионного фонда по Новосибирской области на запрос НДН.инфо. ИП должен платить страховые взносы с момента регистрации и до тех пор, пока в госреестр не будет занесена запись о прекращении деятельности в качестве ИП.
Если же ИП не платит страховые взносы или уклоняется от их уплаты, то «взыскание задолженности осуществляется принудительно в законодательно установленном порядке». Оно может быть наложено на счета в банках, имущество. Уже через служителей Фемиды. Которые выяснят, где у гражданина деньги и чем он, кроме них, богат. В этом они профессионалы. В хорошем смысле слова.
Но что делать пожилому новосибирцу, который прикован к инвалидному креслу? Как ему быть? С этим вопросом редакция НДН.инфо обратилась к адвокату Ольге Буковской.
«Страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование для ИП в России установлены в виде фиксированного платежа. Даже если индивидуальный предприниматель фактически не работает и не имеет дохода, он должен платить взносы, — говорит Ольга Буковская. — В 2013 году общая сумма страховых взносов для ИП составляла 35,664,66 руб. Сумма значительная. Для многих ИП это стало причиной прекращения деятельности. С 2014 года применяется двухэтапный порядок оплаты взносов. Если годовой доход ИП не превысил 300 000 рублей, то в 2014 году он должен был оплатить чуть более 20 700 рублей. В 2015 году сумма страховых взносов составляет около 22 261 рубля. И эти обязательства возникают независимо от того, имел доход предприниматель или нет».
«Ошибка Владимира Барсукова состоит в том, что он своевременно не заявил о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, — продолжает Буковская. — Это нужно было сделать еще тогда, когда он закрывал счет в банке. Именно по этой причине сформировалась задолженность по оплате страховых взносов. Ему нужно подать заявление о прекращении деятельности в качестве ИП. Заявление подается по установленной форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы, в регистрирующий орган — Межрайонную инспекцию ФНС № 16 по Новосибирской области».
Учитывая состояние здоровья, дополняет адвокат Буковская, Владимиру Барсукову можно обратиться к нотариусу для удостоверения подписи в заявлении: «Многие нотариусы совершают нотариальные действия с выездом, в том числе в медицинские учреждения. Заявление можно отправить почтой либо выдать доверенность на представительство в налоговых органах, пенсионном фонде и пр. Задолженность за прошлое время уже взыскивается службой судебных приставов, но начислений взносов за будущие периоды можно избежать».
Аскольд Постников
Иллюстрация Данила Некрасова
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!