Исторические аналогии
Он отметил, что сложности в экономике регионов стали очевидны еще в 2013 г., т.е. до событий на Украине и до падения цен на нефть. Россия тогда оказалась в ситуации стагнации, отметил Кисельников.
«Обрушился фондовый рынок. Уменьшился финансовый результат предприятий. Одновременно по Сибири, и не только по ней был принят ряд нововведений. В частности введена так называемая коллективная группа налогоплательщиков. После этого многие вертикально интегрированные структуры перестали платить в местный бюджет. Например, крупнейший налогоплательщик Алтайского края в 2012 г. заплатил в бюджет региона 3,5 млрд рублей, а в 2013 г — 1 млрд рублей. И так повсеместно. В результате все регионы СФО стали глубоко дотационны. Есть, конечно, и такая компонента, как майские указы (президента). Плюс крупные компании добились снижения налога на добычу полезных ископаемых. В итоге даже богатейший Красноярский край превратился в депрессивную зону», — заявил Кисельников.
Сложившуюся в экономике страны и регионов ситуацию он сравнил с двумя историческими периодами XX века, за которыми следовал крах сначала Российской империи, а затем СССР.
«1913 г. — наивысшая точка Российской империи. После этого Россия была втянута в войну. Тогда никто не предполагал, что Санкт-Петербург вскоре станет Петроградом, а затем и Ленинградом. В 1988 г. советская экономика вышла на нулевые темпы роста экономики. В 1989 — минус. В 1990 — минус. В 1991 страна развалилась», — объяснил он.
По мнению Александра Кисельникова, анализируя ситуацию, российское руководство должно было бы озаботиться и сделать вывод, что что-то здесь не так. Вместо этого, стали думать о том, как уйти от исторических аналогий по существу ничего не меняя.
Сегодня в экономике зафиксирована рецессия. В 2015 г. вновь была отмечена депопуляция, хоть сейчас ситуация и выровнялась, но дальше вновь придется наблюдать отрицательные показатели, отметил глава Новосибирскстата.
Кисельников напомнил о явлении стагфляции в мировой экономике и рецепт победы над ней, который был использован США в начале 80-х с помощью «рейгономики» и заявил, что нам, в России нужно «что-нибудь делать, помимо, того, чтобы попытаться пересидеть» сложившуюся ситуацию. «Не пересидим до 2018 г.», — полагает он.
«У нас профессиональный, молодой и воспитанный министр финансов. Если банки снижают налоговые отчисления в четыре раза… Он же не волшебник», — заключил Александр Кисельников.
Новосибирские реалии
Что касается бюджета Новосибирской области, то, по словам министра финансов региона Виталия Голубенко, его возможности ограничены низким уровнем роста собственных доходов и сложностями с привлечением заемных средств. Федеральное законодательство не позволяет иметь объем госдолга больше 50% от уровня собственных доходов.
Главный финансовый документ региона при этом остается социально направленным. Социальные доходы растут, констатировал Голубенко. По его словам, необходимо уточнить «критерии нуждаемости» и постараться избежать явления «социального иждивенчества». При этом он отметил, что речи о сокращении социальных расходов в будущем не идет.
Минфину НСО, по его словам, приходится работать исходя из консервативного сценария, поскольку налоговая база в текущем году существенно сузилась и рост налоговых поступлений практически остановился. Например от банковского сектора казна получила на 2,5 млрд рублей меньше, чем за предыдущий отчетный период.
Как один из итогов — общий объем расходов, связанных с реальным сектором экономики, упал почти на 10 млрд рублей.
Не будет в 2016 г. индексации зарплат новосибирских бюджетников на уровень инфляции. Минфин готов повышать зарплату врачам и учителям только на уровень роста средней зарплаты по экономике. По оценке Голубенко, речь идет о 6%, причем повышение будет производиться в несколько этапов. Примерно в таком же объеме «рост» господдержки получит село. При двузначной инфляции сложно предложить что-то большее, заметил министр.
Годом ранее бюджетные проблемы Новосибирская область частично решила путем изъятия из казны Новосибирска доли от налога на доходы физических лиц — одного из основных составляющих в любом бюджете.
На вопрос журналистов перед публичными слушаниями, стоит ли и в этом году ожидать нечто подобное, глава бюджетного комитета Заксобрания Александр Морозов, смеясь, заявил: «Будем обсуждать».
Павел Быковских
Фото: НДН.инфо
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!