— Россияне охотно отмечают любой праздник, не только Рождество. Как ваши прихожане относятся к Рождеству с точки зрения веры?
— Иногда можно прочитать или услышать, что у православных самый главный праздник — Пасха, у католиков — Рождество. Это, конечно, не так. Потому что главный праздник у христиан — это Пасха. Но по красочности и пышности празднования Рождество, может, иногда и обходит даже Пасху.
Католики очень любят Рождество. Когда в храме появляются рождественские ясли, все — от самых маленьких до самых старших — с интересом их разглядывают и подолгу перед ними молятся. Старшее поколение в свое время такой возможности не имело, 70 лет в стране господствовал атеизм. Сейчас в Рождество в каждом храме устанавливаются рождественские ясли, царит рождественская атмосфера.
— Какие традиции празднования католического рождества существуют?
— К примеру, есть традиции российских немцев-католиков и польско-литовская. Самым главным атрибутом являются рождественские ясли. Перед праздником Рождества в католической церкви существует адвент, это четыре недели подготовки к Рождеству. У православных это называется рождественским постом.
Вспоминаю детство. Наша семья жила в частном доме. Каждый вечер в течение адвента к окошку приходил младенец Христос. Для нас, детей, это было самым прекрасным временем всего года. Мы жили не так богато, поэтому подарки получали только на Рождество. Каждый вечер младенец Христос стучался в окно, где была видна только его рука с игрушками. Если мы вели себя не очень хорошо, мама говорила, что сегодня не пойдет звать младенца Христа. Это такой воспитательный момент. С каждым днем игрушек в руках Христа становилось все больше. И в последние дни перед Рождеством их было очень много.
23 декабря мы покупали елку, всей семьей украшали дом, а вечером 24 декабря наш отец с детьми собирался в самой большой комнате дома. Мама в это время готовилась к встрече младенца Христа. Позже мы поняли, что отец шутками, разговорами просто отвлекал нас, чтобы мы не видели подготовку, так как происходила она не на небесах. Обычно ждали мы около часа. Отец никогда не уделял нам столько времени, как вечером 24 декабря, стараясь удержать нас от походов на кухню или на улицу.
И вот наступал ответственный момент — звонил маленький колокольчик, и звучала песня на немецком языке: «Откройте мне, дети, на улице холодная зима, откройте двери, не дайте мне замерзнуть. Дзинь, дзинь, звони колокольчик, звони, звони». И под звон колокольчика и в сопровождении родственников и соседей заходил младенец Христос. Когда мы стали старше, то поняли, что его кто-то играл, как Деда Мороза, но детьми думали, что он живой. Младенец Христос расспрашивал нас, знал все наши прегрешения, когда мы не слушались родителей и т. д. Иногда даже делал замечания, поучал. Но в итоге нравоучения заканчивались раздачей подарков. Это длилось не более часа. Я до сих пор с радостью вспоминаю эти вечера.
Есть еще польско-литовская традиция. Вся семья собирается за накрытым столом. Под скатерть обязательно постелена солома. Это значит, что Христос после рождения лежал в яслях на сене. Главный атрибут — белый рождественский хлеб: облатка. Её между собой ломают члены семьи, желая друг другу счастливого Рождества.
— Новый год не является центральным праздником в католическом христианстве. Но католики его все же отмечают…
— Новый год по отношению к Рождеству у католиков не занимает такого важного места, но он к нему привязан. В нашей семье традиция была такая. 1 января мы, дети, вставали очень рано и шли поздравлять своих родственников. Читали религиозные стихи на немецком языке. Один из них начинается так: «Сегодня восьмой день, как родился младенец Христос». Родственники дарили нам подарки, по мере взросления это всё чаще были деньги. Если ты шел к крестному отцу, дяде или тёте, которые близки к твоей семье, то мог рассчитывать на щедрый денежный дар.
К обеду с поздравлениями начинали ходить взрослые. Для мамы это была тяжёлая работа. Родственников у нас было много, и готовить стол приходилось до 6 января. Эти рождественские посещения объединяли, примиряли родню. Это пошло из традиции российских немцев, которые жили на Волге. И пришла эта традиция из Германии 250 лет назад.
Вечером 31 декабря в нашем храме проходит благодарственное богослужение. А 1 января читается молитва о мире.
Помню, когда я был молодым священником, на Рождество пришло втрое больше прихожан, чем обычно. Я тогда подумал, что и на Новый год придет столько же, но ошибся. Это было для меня сильным разочарованием. Верующие всё же больше привыкли встречать Новый год в кругу семьи.
— Не так давно в Кировском районе католическая церковь открыла столовую для нуждающихся. Какими еще видами благотворительности занимается католическая церковь?
— Благотворительность должна проявляться в каждом приходе, в каждой семье. В каждом верующем она должна быть воспитана. В католической Церкви вопросами благотворительности занимается организация под названием «Каритас».
В далеком 1991 г. мы вместе с представителем «Каритас» Германии встречались с главой Кировского района. Разговор зашёл о том, в чем же город больше всего нуждается. Глава района сказал, что самая большая проблема — это беспризорные дети. И большим его желанием было построить католический детский дом, где отношение к детям было бы сердечнее, чем в казённом. Так появился «Приют святого Николая», который существовал 20 лет. В сентябре этого года приют закрыли, государство взяло курс на ликвидацию детских домов и устройство детей в приёмные семьи. Идея в общем-то правильная, у ребёнка должна быть семья. Но и приёмных родителей тоже нужно готовить к принятию в семью нового члена. Самое страшное, когда ребенок через полгода или год вновь возвращается в детский дом, второй раз становится сиротой. Вторая рана сильнее первой. Из нашего приюта вышло много детей, сейчас у них свои семьи. «Приют святого Николая» — это один из самых больших и важных наших проектов.
Перед его закрытием мы думали, как эти площади использовать дальше. Обратились в администрацию Кировского района и решили открыть столовую и разместить «Материнскую обитель». В столовую люди могут прийти не только чтобы просто покушать, они также могут пообщаться. Сейчас увеличивается число пожилых людей, которыми никто не интересуется. И общение им необходимо. Мы только начинаем с ними работать. Надеюсь, этот проект будет развиваться так же, как бывший приют.
Вы, наверное, слышали имя матери Терезы Калькуттской. С конца 1980-х гг. в Новосибирске существует Дом сестёр матери Терезы. Вся их деятельность направлена на благотворительность. Они ходят по улицам и помогают нуждающимся. Как-то мать Тереза шла по одной из улиц Калькутты и увидела умирающего человека, на которого никто не обращал внимания. Она взяла его к себе, стала за ним ухаживать. Через несколько дней человек умер, но умер по-человечески. В доме сестёр Матери Терезы находятся 20—30 человек нуждающихся. Сёстры помогают человеку встать на ноги…
При нашем епархиальном центре есть кабинет патронажной службы, где родственников тяжелобольных людей обучают уходу за ними. Рассказывают им о простых вещах, которые мало кто знает. К примеру, как поднять или перевернуть лежачего больного, при этом не надрываясь.
— Ощущаете ли вы помощь со стороны государства?
— Государство нам помогает, но начинаем мы сами. Все свои действия мы стараемся согласовать с властями и помогаем там, где государство помочь не может. Детский приют, который работал 20 лет, более чем наполовину финансировался государством. Мы всегда оказываем помощь в заботе о бедных и нуждающихся.
— В марте 2015 г. Новосибирск сотрясли выступления православных активистов. В спектакле «Тангейзер» они усмотрели оскорбление чувств верующих. Как вы считаете, оскорбление действительно было?
— Если такое возникло, значит, всё-таки было. Католическая церковь имеет свой опыт. В 1970-х гг. папа Павел VI запретил фильм, где неверно была трактована личность Иисуса Христа. Название фильма вспомнить не могу, но это, может быть, было в последний раз, когда Католическая церковь путём строгих запретов хотела повлиять на общественную мораль.
Общество меняется. Если раньше церковь имела индекс — список запрещенных книг, спектаклей, фильмов — и таким образом оберегала верующих, то сегодня этого нет. Время другое. Церковь запрещала что-то читать или смотреть, потому что эти вещи не были полезны верующим. Сейчас люди должны сами понимать, что им полезно, а что нет. Церковь готова рекомендовать, а выбор остается за человеком. Он же и ответит перед Богом за свои действия.
— Не кажется ли вам, что сегодняшнее общество стало более озлобленным?
— В обществе, как в море, есть разные течения. Нельзя однозначно сказать, лучше или хуже сейчас стало. Есть хорошие проявления, есть и отрицательные. Пресса, книги, фильмы, конечно, влияют на людей, особенно на детей и подростков. И здесь нельзя забывать об ответственности. Верующий человек обязательно эту ответственность будет чувствовать, потому что однажды за все он ответит перед Богом. Папа Франциск и его предшественники, обращаясь к журналистам, постоянно об этой ответственности напоминают.
Беседовал Александр Ярошевский
Фото: (1) — НДН.инфо; (2–8) — предоставлены пресс-службой Римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!