«… и когда дикий слон Хатхи, который живет сто лет и даже больше, увидел длинный синий каменный хребет, выступивший из-под воды посередине потока, он узнал Скалу Мира и тут же поднял хобот и затрубил, объявляя Водяное Перемирие, как пятьдесят лет назад объявил это Перемирие его отец. Олени, дикие свиньи и буйволы хрипло подхватили его призыв, а коршун Чиль, летая над землей большими кругами, свистом и криком извещал джунгли о Перемирии. По Закону Джунглей за убийство у водопоя полагается смерть, если Перемирие уже объявлено. Это потому, что питье важнее еды. Каждый зверь в джунглях сможет как-нибудь перебиться, если мало дичи, но вода есть вода, и если остался только один источник, всякая охота прекращается».
Редьярд Джозеф Киплинг «Вторая книга джунглей» (1894)
Руководители «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» разработали схему, гарантирующую избрание 10 представителей от каждой партии, баллотирующихся в одномандатных округах. Договоренность, напоминающая «водяное перемирие» персонажей Киплинга, будет распространяться исключительно на жаркое предвыборное время, когда жажда победы у кандидатов сильно обостряется. И в ход идут не слишком цивилизованные методы борьбы. Предполагается, что если соглашение между основными политическими игроками будет достигнуто, конкуренты не станут претендовать на «чужие» территории. Многочисленные непарламентские партии, имеющие незначительный электоральный вес, не приглашены за стол переговоров. И, по всей видимости, «охота» на них будет разрешена в политически острый сезон.
По этому вопросу мнения экспертов НДН.инфо разделились. Одни считают, что сговор сделает выборы менее грязными и более полезными для страны, задавленной внешними и внутренними политэкономическими проблемами. Другие предполагают, что если включить предложенный механизм, выборы совсем как в стародавние советские времена, могут превратиться в безальтернативные.
Анатолий Кубанов, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, руководитель фракции «Справедливая Россия»:
«Сама по себе идея выглядит рациональной. На фоне сложной политической и экономической ситуации, в которой находится наша страна, внутренние раздоры недопустимы. Сегодня мы наблюдаем, что не только кремлевские, но и религиозные лидеры пытаются снять напряженность в отношениях России и Запада. И если уж Патриарх сумел найти общий язык с Папой по вопросам войны и мира, то нам сам бог велел договариваться. Несомненно, у думской оппозиции накопилось немало претензий к правящей партии, но я думаю, что у наших руководителей хватит мудрости, чтобы максимально законно и ответственно провести предстоящие выборы».
Артем Скатов, депутат Законодательного собрания Новосибирской области (фракция КПРФ):
«Переговоры-переговорами, но политическая борьба все равно идет, и от этого никуда не деться. Новосибирское отделение КПРФ уже определилось с кандидатурами, которым предстоит баллотироваться по одномандатным округам, и они уже активно включились в предвыборную работу. Здесь же как? Кто раньше начал, тот имеет больше шансов на победу. И поводы «уступить» место конкуренту должны быть очень весомыми, чтобы к ним прислушалось руководство фракций».
Игорь Кудин, депутат Новосибирского горсовета (фракция «Единая Россия»):
«Слабо верится в межпартийную договоренность. Нашим кандидатам традиционно трудно находить общий язык с ЛДПР. Реже возникает недопонимание с другими фракциями. В предвыборной гонке у каждого свой интерес, свои технологии. У кого-то чистые, у кого-то не очень. Мы слишком разнополярны, чтобы идти вместе к одной цели и не попытаться обгонять друг друга».
Павел Чернышев, руководитель исполкома Новосибирского отделения партии «Гражданская платформа»:
«Обидно, что идут какие-то переговоры за спиной. Если честно, не знал о намерениях «большой четверки», пока вы мне не позвонили. А ведь многие непарламентские партии, если бы открыто спросили их мнение, могли поспорить с предложенными «поправками» в выборный демократический процесс. На мой взгляд, подобные изменения не слишком приемлемы в обществе, на которое распространяется конституционное право гражданина избираться и быть избранным. Если закон для всех один, зачем решать втихую, кто достоин мандата, а кто нет. Большая надежда на то, что предложенная в кулуарах власти система не приживется».
Александр Барсуков, политолог:
«Думаю, выборы будут проходить по тем же сценариям, что были раньше. Мелкие партии смогут несколько оживить процесс, но при любых вариантах, рассматриваемых в думских фракциях, шансов на победу у них по-прежнему невеликое количество. С небольшой поправкой на ухудшение экономической ситуации в стране, которая может вызвать у электората негатив по отношению к правящей власти и апатию. Поведенческие стереотипы в «игровом поле» давно определились: либо придерживаться давно установленных правил, либо остаться без козырей. Впрочем, российские парламентские силы, заручившиеся на местах сильной электоральной поддержкой, из-за соглашения по большому счету ничего не теряют. А если где и уступят, то в регионе, в котором у них и так позиции не слишком сильны. Зато возьмут реванш на других территориях. А если так, то почему бы не уступить конкуренту кусок, который самому не проглотить?»
Владимир Леонтьев, политолог:
«Переговоры всегда существовали, и кандидаты не раз и не два вступали в непубличный диалог, предлагая не закидывать друг друга грязью. Правда и «нарушителей конвенции» было предостаточно. Даже, несмотря на негласное соглашение, скрепленное рукопожатием и клятвенным заверением, в кармане конкурента всегда отыщется запасной камушек. Но вот на выборах новосибирского мэра схема, почти аналогичная той, что предложила «четверка», сработала. И сейчас, когда в нашей области правит ЕР, а в городе — КПРФ, предлагаемый вариант выглядит весьма реалистичным. ЛДПР и «Справедливая Россия», входящие в квартет политических тяжеловесов, тоже гарантированно включены в этот процесс, поскольку и у них есть электоральная база на местах. Непонятно, почему за круглый стол хотя бы ради приличия не позвали мелкие партии, если выборный процесс у нас называют воистину демократическим. Можно было бы создать какую-то видимость открытости и прозрачности мероприятия. А так это как-то не совсем корректно. Мало популярных в народе оппозиционеров и так уже закидали «тортиками» и полили изрядно всем, что под руку подвернулось. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но не надо забывать, что они объединяют хоть и не слишком многочисленную, но все ж проживающую в России категорию граждан. Если же говорить о предстоящей роли электората в целом, то в договорном предвыборном процессе, когда исход известен заранее, она отходит на второй план. Так почему бы, как в советские времена, сразу не назначать депутатов?»
Татьяна Шаронова
Фото: uroweb.ru