Ученые из НГУ создали карту моделей формирования муниципальной власти в России. В стране осталось лишь 10 регионов с прямыми выборами градоначальников, хотя больше половины самих глав городов выступают именно за демократическую модель.
«С 2000 года началось огосударствление местного самоуправления. Были приняты законы, которые фактически включили его как третий уровень власти в нашей стране, что противоречит и Конституции, и самой природе этого института», – утверждает кандидат социологических наук, преподаватель НГУ Кирилл Малов (на фото).
Вместе с коллегами он создал карту России, поделив регионы на пять моделей формирования муниципальной власти.
Самым распространённым на сегодня типом считается третья модель, принятая в 42 субъектах Федерации. При ней глава города избирается депутатами из своего состава и исполняет обязанности руководителя представительного органа. Реально руководит городом сити-менеджер, назначаемый депутатами представительного органа по итогам конкурса.
Четвёртая модель применяется только в Иркутске и Анадыре. Здесь глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет местную администрацию. Еще одна модель представлена в 25 регионах и продолжает распространяться. При ней мэр избирается депутатами из числа кандидатов, которые предложены конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию. Все эти форматы исключают горожан из процесса выборов градоначальника.
Классические прямые выборы сохранились только в 10 региональных столицах, в том числе в Новосибирске. Хотя во всех остальных городах и районах области (кроме Кольцово) выборы глав упразднены.
Есть еще также вторая модель. Она существует только в Екатеринбурге, «где есть так называемая «английская королева»: глава города, который избирается жителями и является председателем местной думы, но фактически ничем не управляет, лишь выполняя представительские функции», говорит Малов.
Любопытно, что при этом большинство градоначальников выступают именно за первую, демократическую модель. Таковых, согласно результатам исследования, 52%.
«Но региональные власти, которые устанавливают правила, считают иначе. В результате, как показывает исследование, главами городов высказываются опасения, что подмена прямых выборов делегированием может подорвать доверие к власти. Прямые выборы мэра делают его в определенной мере зависимым от жителей, а отказ от возможности непосредственного волеизъявления горожан резко понизит легитимность власти и может привести к негативным последствиям: снижению авторитета местной власти у населения и нарастанию социальной напряженности», – резюмирует эксперт.
При этом модель формирования муниципальной власти определяется региональными депутатами, выборы которых в Новосибирской области намечены на 13 сентября.
Фото Анастасии Давлетгильдеевой / nsu.ru