Сегодня на территории города насчитывается 110 подобных сооружений, инвесторами которых имели несчастье стать около 600 семей. Теперь у каждой из них есть на руках «Свидетельство о праве собственности» на квартиры… в обреченных на снос новостройках.
Проблемные дома изначально заявлялись застройщиками как коттеджи, а документы на них выдавались по упрощенной схеме, предполагающей минимум контроля и бумажной волокиты. Подобная ускоренная процедура перевода в собственность земельных участков была введена во время объявленной в России дачной амнистии.
«Раньше это было выгодно разве что дачникам, но со временем недобросовестные застройщики, заметив лазейку в законодательстве, получили земельные участки под небольшие коттеджи, а затем поставили на них многоквартирные дома, — говорит о причинах массовых нарушений заместитель начальника инспекции госстройнадзора НСО Валерий Гноевой. — Можно было бы пресечь их деятельность на «нулевом» этапе, сопоставив размеры вырытых котлованов с параметрами предполагаемых «дач». И не дожидаться, когда к зданию подведут коммуникации. Но у нас для этого недостаточно полномочий: федеральный закон запрещает проводить проверки на объектах индивидуального жилого строительства, высота которых ограничена тремя этажами».
Так появилось более сотни домов, которые сегодня предназначены под снос как не соответствующие ранее согласованным нормативам. Квартиры в этих малоэтажках силами городских риелтеров и самих застройщиков раскупались достаточно быстро, поскольку просили за них немного. Но сегодня у большинства собственников этого недорогого и вдобавок единственного жилья нет денег на приобретение нового. Почти все они относятся к не слишком обеспеченным слоям населения. Это пенсионеры, продавшие дом в деревне, чтобы перебраться в город, к детям, менеджеры среднего звена, рабочие. В списке людей «без определенного места жительства» могут также завтра оказаться два ветерана ВОВ и сирота, для которых сомнительные квартиры приобретались на бюджетные деньги.
Разобрав ситуацию, зампредседателя квалификационной коллегии судей НСО Наталья Пинигина предложила потерпевшим оптимальный вариант:
«Здания, состояние которых не угрожает жизни и здоровью людей, можно и нужно сохранить, — считает она. — Тем более, что люди потратили на них последние сбережения. Да и снос 100 кирпичных новостроек потребует немалых бюджетных затрат. Но для этого самим потерпевшим следует понастойчивей заявлять в судах о правах на приобретенную недвижимость».
Фото: nskbazar.ru