28 июля в Академгородке прошло заседание наблюдательного совета НГУ. После нескольких часов активной работы члены совета рассказали журналистам о достигнутых результатах, о том, что планируется изменить в университете, а также поделились своими прогнозами о том, реально ли НГУ войти в топ-100.
Вполне естественно, что члены наблюдательного совета НГУ и ректор уверены, что у университета есть все шансы стать одним из ста лучших вузов мира. Иначе они бы просто не брались за такую работу.
«Академгородок, без сомнений, входит в топ-100 мировых научных центров. Стыдно при таком положении не вытащить в верхушки рейтингов вуз, который в большей мере и готовит специалистов для институтов Академгородка. История нам этого не простит», – сошлись во мнении ученые, входящие в наблюдательный совет.
С таким настроем они разработали «5+1» задачу, которую предстоит реализовать студентам и сотрудникам НГУ. Задачей «+1» (то есть особенной важной) председатель наблюдательного совета Сергей Белоусов считает интеграцию НГУ и СО РАН. Предлагается сделать более прозрачной систему найма ученых в преподавательский состав и проведения исследований.
Белоусов высказал надежду на то, что ученые СО РАН и компании Технопарка, рассказывая о своих успехах, будут говорить, что и научные, и практические результаты получены в НГУ, а не в конкретном научном институте или компании. Представители СО РАН подтвердили, что в большинстве случаев в этом есть значительная доля правды. И дело не только в том, что большинство видных ученых СО РАН преподают в НГУ, но и в том, что в большинстве исследований участвуют студенты и аспиранты университета.
При этом особых проблем с решением данной задачи не видят ни Сергей Белоусов, ни председатель СО РАН академик Александр Асеев, ни генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод. Согласен с ними и профессор Хартфордширского университета, выпускник НГУ Александр Шафаренко. Он уверен, что с налаживанием контактов между СО РАН и НГУ никаких системных проблем нет. Главная проблема университета сегодня, на его взгляд, заключается в другом.
«Нужно понимать, что рейтинги – это симптом, а не синдром. Улучшится качество образования, решим системные проблемы – и рейтинги сами поползут вверх. У НГУ система управления не менялась с 70-х! Но самая большая проблема в другом: у НГУ сегодня нет совместимости с мировой системой образования, в частности, нет англоязычной совместимости с мировой научной экосистемой. Какие условия нужны, скажем, магистранту или аспиранту, чтобы приехать учиться в НГУ? Им не нужны комфортные жилищные условия: они молоды, у них еще нет семьи. Их даже не смутит холодная зима, но им нужна англоязычная среда. Именно поэтому я настаиваю на том, чтобы уже в магистратуре, а тем более в аспирантуре обучение проводилось на английском, как это принято во всем мире, в том числе в неанглоязычных странах Европы», – высказал свое мнение профессор.
Неудивительно, что англификация вуза вошла в пятерку оставшихся задач. Кроме того, в этой пятерке оказались работа над школой системного инжиниринга, договоренностями с работодателями, разработка системы аттестации кадров и создание института востоковедения на базе НГУ.
Присутствующие признали, что, несмотря на всеобщий оптимистичный настрой, будут появляться и определенные проблемы. Александр Шафаренко сравнил университет с хобби-проектом академии наук: «В НГУ у ученого нет карьеры. Научные исследования, карьерный рост, политические игры – это все в академии наук. В университет ученые приходят отдохнуть душой, пообщаться с хорошими студентами. Они получают маленькую зарплату, но идут сюда работать как правило не ради нее».
У такого отношения к вузу, по его мнению, есть свои плюсы, но есть и минусы. В частности при реформах, когда преподавателю, который работает почти бесплатно, для души, навязывают что-то новое и непривычное, например, заниматься принятием решений по прохождению студентами курса, аттестацией профессорско-преподавательского персонала, вопросами соответствия учебных программ рынкам сбыта образовательных услуг, он испытывает сильное раздражение и сопротивляется. А вот во мнении о том, что преподаватели – ученые СО РАН – это сильная сторона вуза, сошлись все.
В сентябре наблюдательный совет соберется вновь. К этому времени назначенные ответственные лица должны подготовить концепцию по каждой из обозначенных задач.
Юлия Черная
Фото Василисы Петровой