Инициатор законопроекта Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, предлагает гарантировать «оборотистым» компаниям, таким, как ОАО и ООО, возврат 5 млн рублей (в мире размер аналогичной страховки в среднем составляет 100 тысяч долларов). Бизнес-омбудсмен отмечает, что сегодня из-за ликвидации банков страдает преимущественно малый и средний бизнес, которому и так нелегко. Но все ж рекомендует оставить компенсации ИП на прежнем минимальном уровне. В прошлом году размер страховых выплат малым предприятиям уже был утвержден в размере 1,4 млн рублей (как ранее — для физлиц), и соответствующий ФЗ вступил в силу и действует.
«Вопрос распространения страхования на юридических лиц давно обсуждается в экспертной среде, сообщил корреспонденту НДН.инфо Спартак Солонин, вице-президент ВТБ24. По разным оценкам, продвижение этой инициативы может занять один-два года».
Но уже сейчас эксперты рынка отмечают, что предложение защитить бизнес повышением страховых выплат, в том виде, в котором оно направлено в Госдуму, не просто несвоевременно, но и губительно для нашей экономики. ЦБ действительно чуть ли не каждый день объявляет об отзыве банковских лицензий. В случае банкротства финансовых структур долговые обязательства перед клиентами, если возникают проблемы с выплатой страховок, ложатся на государство. Уже сейчас это немалые суммы, которые с изменением законодательства могут увеличиться в разы. Если только инициатива авторов законопроекта не будет одобрена с большим опозданием – когда на рынке, как прогнозируют его участники, останется совсем немного крупных банков, которым крах не грозит. Но тогда и риски предпринимателей снизятся до минимума, а потому и новый закон потеряет свою актуальность. Но тогда зачем и для кого он создается? За разъяснениями корреспондент обратилась к специалистам.
«Ищи, кому выгодно, говорит Николай Мочалин, генеральный директор ЖБИ-4 и депутат Законодательного собрания Новосибирской области. За долгую жизнь я понял, что ничего не происходит просто так. Кто, прежде всего, выиграет от нововведений? За наблюдающимся повальным крахом банков, возможно, последуют массовые банкротства и самих страховщиков, в том числе и мнимые. Если государство, взяв на себя «повышенные» обязательства перед юрлицами, начнет закрывать долги в полном объеме, то урон стране будет нанесен колоссальный. Я пока серьезно не разбирался в этой теме, но уже то, что подобные законопроекты начинают активно обсуждать в разнообразных сообществах, свидетельствует о крайней степени ненадежности и непредсказуемости нашей финансовой системы. И недоверия к ней со стороны рядовых граждан, малого и крупного бизнеса».
Заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности новосибирского Законодательного собрания Юрий Зозуля также не разделяет оптимизма по поводу возможных изменений законодательства:
«Уже сейчас государственное страхование депозитов обходится финансово-кредитным учреждениям в 0,1% от объема вкладов. Гарантия возврата 5 млн рублей автоматически увеличит стоимость банковского кредитования, так как в этой сфере бизнеса пока что не намечается желающих работать в убыток. А повышение ставок по займам, в свою очередь, отразится на работе юрлиц, которым и так предлагаемые условия кажутся кабальными. Добавьте сюда существующую налоговую нагрузку и не слишком удачную экономическую ситуацию для ведения бизнеса в современной России. И окажется, что закон лоббируется в интересах неопределенного (пока) круга юрлиц, к которым, возможно, вскоре можно будет отнести и недобросовестных страховщиков, у которых появится соблазн сбежать в Америку или на какой-нибудь тихий остров с грамотно выведенным из страны капиталом. В условиях, когда предложенная схема не гарантирует честного выполнения всеми ее участниками взятых на себя обязательств, рано говорить о ее реализации».
«Инициатива бизнеса по введению механизма страхования средств на счетах юридических лиц объяснима, учитывая масштабы ухода банков с рынка в последние годы в результате отзыва лицензий, считает Евгений Дремов, заместитель Регионального директора по малому бизнесу Сибирской региональной дирекции банка «Открытие». Целесообразность такой меры вопросов не вызывает – есть статистка, согласно которой при банкротстве банков удовлетворяется в среднем чуть больше 6% требований кредиторов третьей очереди, к которым относятся юрлица. Реализовать инициативу будет сложно, но в любом случае нужно искать возможности для защиты интересов корпоративных клиентов – это цивилизованная деловая практика, которая существует в других странах. Для нас ее актуальность определяется еще и тем, что сейчас страдает, в основном, малый и средний бизнес, поскольку крупный бизнес предпочитает держать средства в крупных частных банках или банках с госучастием».
Минфин уже высказался против нововведений. «Такая мера приведёт к повышению уровня ставок кредитования в банковском секторе для юрлиц и потере контроля над системой страхования вкладов», отмечает заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Теперь слово – за Госдумой.
Татьяна Шаронова
Фото: besttoday.ru