Ирина Мирошниченко и ее друзья и коллеги из МХТ: Марина Зудина, Николай Чиндяйкин, Станислав Любшин, Авангард Леонтьев, Андрей Мягков
От песни к песне
Пока Ирина Петровна готовилась к выходу, за кулисы к ней нагрянули звездные друзья.
— Есть много актрис, которые много чего умеют делать, но у них нет харизмы. А у нее — есть. Она умеет убедительно сыграть любую роль — от уборщицы до княгини! — восхищалась юбиляршей ее подруга Клара Новикова.
Лев Лещенко, несмотря на то что у него был запланирован в этот вечер дуэт с Ириной Мирошниченко, тоже торопился поздравить лично, вне сцены. Вспомнил Лев Валерьянович и о том, что впервые спел дуэтом с Ириной Мирошниченко ровно 25 лет назад.
— Это был ее первый дуэт и первое выступление в качестве артистки эстрады, — говорит Лещенко. — Как мне сказала сама Ира, на предложение от организаторов того концерта она согласилась не сразу — это было сродни выступлению под куполом цирка без страховки…
Сама Ирина Мирошниченко уже чуть позже рассказала со сцены, что с детства мечтала быть именно певицей. И достаточно часто выступала в узком семейном кругу.
— Меня, как и всех детей, ставили на стульчик посередине комнаты, и я исполняла песню «Темная ночь», — поведала артистка. — Почему я, маленькая девочка, вдруг полюбила эту композицию — неизвестно. Ведь в том возрасте я не могла прочувствовать всего трагизма, который передается в ней…
Важное слово «мама»
Любовь к музыке Ирине Мирошниченко привила ее мама Екатерина Антоновна. Именно она повела маленькую Иру в школу при училище им. Гнесиных в класс скрипки.
— Тогда я учила еще французский язык, — говорит Ирина Петровна. — Скрипка осталась в воспоминаниях, а французский — на всю жизнь.
Именно на этом языке мечтала петь Ирина. Но не всегда воспоминания, связанные с ним, были радужными.
— Мама уже тяжело болела и лежала в больнице, — вспоминает артистка. — Я пришла к ней, как всегда, и сказала: «Мама, я сейчас готовлюсь к концерту и буду исполнять песню на французском фестивале, который пройдет на Красной площади». И стала ей тихонько напевать Comme toi («Как ты» с французского. — Прим. авт.)… Она заснула… Через три дня моей мамы не стало. А мое выступление должно было состояться на следующий день. Отменить уже ничего нельзя было. И я вышла со слезами на глазах и стала петь эту песню. Она была совсем о другом, но я ее пела о своей маме…
Комплимент от Кобзона
О маме Ирины Мирошниченко вспомнил и Иосиф Кобзон, который прислал видеопоздравление. Их семьи дружили.
— Быть актрисой — это наследственное, — сказал в поздравлении Иосиф Давыдович. — Твоя мама занималась мирной профессией массовика-затейника. Сегодня уже и не знают, что это такое. Екатерина Антоновна почти до последних дней работала, чтобы нести людям радость. И любовь эту к людям передала тебе. Ты была и остаешься неземной красавицей…
Юбилейный вечер закончился уже после полуночи. Приняв поздравления, Ирина Мирошниченко сказала:
— Я счастлива, что стою сегодня на сцене и радуюсь вместе с вами. Но на этом мой юбилей не завершается. Уже в сентябре я снова буду отмечать праздник, но на сцене родного театра — МХТ имени Чехова, в котором служу уже много лет.
Валерия Хващевская, фото из личного архива Ирины Мирошниченко