Евгений Маргулис с коллегой по «Машине времени» Андреем Макаревичем
Возвращение в юность
— Евгений Шулимович, как появился «Квартирник»?
— Мы решили вернуться в юность, когда нас, начинающих музыкантов, никуда не пускали, и мы показывали свои произведения на квартирах у друзей. Мы показывали свое благодатное творчество, а «входным билетом» был алкоголь. Антураж и атмосфера таких вечеров и легли в концепцию телепроекта.
— Не было опасения, что время изменилось и современному зрителю это будет неинтересно?
— Время никогда не меняется. Меняется окружение. Когда мы начинали, был только дисковый телефон, а сейчас у тебя и мобильник, и компьютер, и вообще черт-те что. А все остальное повторяется.
После института — хоть в дворники
— Как прошла съемка с группой «Машина времени»?
— Это волнительный момент, все-таки я участвовал в этом коллективе больше 20 лет. Народу в студию набилось страшное количество — и это при том, что мы практически накануне съемок сделали объявление только по своим. Зрители у нас сидят на пуфиках, на полу — то есть все примерно так, как и было в квартирниках в 70-х годах.
— На момент знакомства с Андреем Макаревичем вам было 19, ему — 21. По сути — мальчишки. Вы отдавали себе отчет, что делаете что-то такое, что войдет в историю музыки?
— Никогда не думали, что станем известными, играли для себя и для людей, которым нравилась эта музыка, — именно такой междусобойчик. Потом аудитория стала увеличиваться и увеличиваться. Когда стало понятно, что нужно становиться на какую-то официальную платформу, пришлось «завязывать» с профессиями, которым мы учились в институтах и которые у нас не пошли, потому что появилась возможность заниматься музыкой.
— Есть поговорка про еврейскую маму, которая говорит: «Выучись сначала на врача или юриста, а потом занимайся, чем хочешь!»
— Да, да, получи высшее образование — а потом хоть в дворники! Так мне бабушка говорила. Это наш семейный постулат!
— И вам без ссор, без конфликтов разрешили бросить мединститут?
— Не было конфликта. Хобби переросло в профессию, а профессия — в хобби, и на тот момент всем все уже было понятно. Плохим врачом при своей фамилии я быть не могу, поэтому решили пойти в «битлы». (Смеется.)
Воспоминания в стиле «лайт»
— Вы встречаете музыкантов как тележурналист?
— Журналистом и телеведущим себя не считаю, потому что в этой программе я в какой-то степени музыкант, и мне нравится находиться с гостями на сцене. Тем более что половину артистов я знаю хорошо и нам есть что вспомнить. Но только такое вспомнить — «лайт», чтоб детям тоже можно было рассказать. (Смеется.)
— Вы сказали, что входным билетом на квартирники был алкоголь. На ваш взгляд, что такое культура пития, которую все пытаются привить российскому народу?
— До скотства не напиваться. В микояновской «красной книге» «О вкусной и здоровой пище» было написано, что все хорошо в меру. Это правило работает всегда и везде — без исключений!
Лариса Зелинская,
фото Вадима Тараканова