Каникулы длиной в годы
Он по-прежнему с удовольствием вспоминает о своих ролях, читает на публике стихи и рассказывает о детстве, хотя оно и было непростым.
Лановой родился в Москве. Но так как его родители были выходцами из Украины, то вместе с сестрами он проводил лето в украинском селе Стримба. Вот и 20 июня 1941 года мама отправила детей на поезде на летние каникулы к дедушке с бабушкой.
— Мы приехали в село Стримба 22 июня в 5 утра, — рассказывает Василий Семенович. — Нас проводница выпустила, дед встречал. А над нами летели сотни самолетов бомбить Одессу… Мама, конечно, не приехала за нами ни через год, ни через два, ни через три. Ни она о нас ничего не знала, ни мы о них. Эти три с половиной года — на всю жизнь печать…
"Бессмертный полк"
Родители Василия Семеновича трудились на вредном предприятии все страшные военные годы, в результате стали инвалидами.
— Мама рассказывала мне, — вспоминает актер, — что на следующий день после начала войны в их цеху вручную стали разливать противотанковую жидкость Молотова — страшно вредную и жутко опасную... Маму я похоронил инвалидом первой группы, отца — второй. И я всегда говорю: это вклад нашей семьи в общую большую Победу нашей страны над фашизмом.
Василий Лановой является председателем попечительского совета патриотической акции "Бессмертный полк".
— Я уже не первый год в «Бессмертном полку» несу портреты своих родителей. И буду это делать, пока могу, — говорит Василий Семенович. — Полк этот воистину безбрежен — гигантское число людей погибли ради Победы на фронте, трудились ради нее в тылу… Хочется, чтобы наша молодежь обязательно относилась к той войне и к Дню Победы с почтением. Ведь одна из великих фраз Пушкина гласит: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;не уважать оной есть постыдное малодушие".
Школа деда Ивана
За годы войны мальчишкой Лановой переживал события, которые не прошли даром для его будущей профессии.
— Однажды мой дед Иван привел кобылу — худую, спотыкающуюся, кривобокую, — рассказывает Василий Семенович. — Прислонил ее к забору, потому что сама она ровно стоять не могла, и сказал мне: "Василь, вот тебе кобыла, будешь на ней пасти колхозных коров". А я спрашиваю: "Дедушка, а где же у нее седло? " — "Так будешь ездить, ничего с тобой не случится! " — усмехнулся дед Иван. Я и ездил. И замечательно, надо сказать, научился.
Благодаря этому на съемках фильмов "Павел Корчагин", "Анна Каренина", «Офицеры" я держался в седле, скакал, даже падения с лошади делал сам.
Когда я снимался в "Анне Карениной" — а съемки проходили в Одессе, от нашего села в 160 километрах — мне позвонил председатель: "Василий Семенович, ваш дид Иван ходит гордый такой. Говорит всем: "Це ж мой Василь там снимается! " Заедьте до нас…" Я пообещал заехать. Приезжаю, иду к дому и вижу деда Ивана, а за ним — полсела. Подойдя ко мне близко, он говорит — громко так, чтобы слышали рядом идущие: "Василь, а Василь, вот если б в детстве ты голым задом на той кобыле не елозил, фиг бы ты графа сыграл!.. "
С Татьяной Самойловой в фильме "Анна Каренина"
Профессия нашла сама
— После войны жизнь была трудной, — говорит Василий Семенович. — И мы с мальчишками «промышляли» — тогда у ребятни это было в порядке вещей: лазали по карманам прохожих. А еще помню, как капусту тягали с машины, которая ее перевозила. Обычно это удавалось зимой: мы катались на коньках, а в руках у нас были крючки — одним мы цеплялись за грузовик и ехали за ним, а другим сбрасывали из кузова капусту...
А однажды мы с Володей Земляникиным — это мой друг детства, оттуда же, с окраины Москвы, который потом стал замечательным актером, подошли к ДК завода имени Лихачева, тогда он был имени Сталина. И видим афишу: "Том Сойер". Заходим внутрь, а там детская студия дает спектакль. Посмотрели — понравилось невероятно! И мы с Володей решили тоже записаться в эту студию. Вот так попали в искусство.
И в одно мгновение выпали из нашей предыдущей жизни — все наше время занимал театр, мы в студии дневали и ночевали — до десятого класса. Из этой же студии вышли не только мы с Володей, но и Вера Васильева, Татьяна Шмыга, кинорежиссер Игорь Таланкин и многие другие…
Василий окончил школу с золотой медалью. В 1953 году он поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина. Еще во время учебы в 1954 году снялся в фильме "Аттестат зрелости", а в 1956 году сыграл главную роль в фильме "Павел Корчагин".
Для комедии лицом не вышел...
Любимая роль Ланового — самая короткая в его фильмографии.
Актер случайно оказался в Одессе, где попал на глаза съемочной группе комедии "Полосатый рейс" (1961). Ему тут же предложили сыграть отдыхающего на пляже молодого человека, который первым замечает плывущих по морю тигров и произносит вошедшую ныне в историю фразу: "Красиво плывут… Во-о-он та группа в полосатых купальниках! "
Актер согласился сниматься не очень охотно — все-таки был на отдыхе, зато теперь без тени шутки уверяет, что это его лучшая роль.
"Она сыграна точно и коротко — просто некогда было ошибиться, — говорит Василий Семенович. — Этот эпизод сделан не под, а от меня: я там вальяжный король пляжа, на мне черные очки — тогда это было круто! И это так и осталось моей единственной комедийной ролью. Больше не предлагали — для комедии лицом, говорили, не вышел".
Офицер-романтик
На Ивана Варавву в легендарном фильме "Офицеры" (1971) пробовались почти полсотни актеров, среди которых были Олег Ефремов, Александр Лазарев, Валентин Гафт, Александр Белявский.
Режиссеру Владимиру Роговому больше всех понравился Ефремов, но он был занят в другой картине. И тут к Роговому привели Василия Ланового. Сегодня кажется, что иного Вараввы и быть не могло, а тогда актер долго колебался — играть ли, и если да, то как играть.
— Я не мог понять своего героя, — признается Лановой. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: "Варавва — романтик, играй романтика! " И я согласился…
Между прочим, Василий Семенович считает романтическими героями в своей фильмографии всего двоих — сказочного капитана Артура Грея и офицера Красной армии Ивана Варавву.
Женщинам нужны алые паруса!
Еще во время учебы Лановой познакомился с актрисой Татьяной Самойловой, женился и прожил с ней несколько лет. Но супружеская жизнь двух звезд не сложилась.
Второй супругой актера стала актриса Тамара Зяблова. И для нее Василий сделал то, о чем мечтает каждая девушка, — приплыл к ней в образе прекрасного принца на корабле с алыми парусами.
Во время съемок сказки "Алые паруса" (1961) актер подговорил капитана баркентины, которая изображала парусник Артура Грея "Секрет", по пути из Одессы в Коктебель пройти мимо набережной Ялты и пришвартоваться у санатория "Актер", где отдыхала Тамара, совсем недавно ставшая его женой.
— Видели бы вы Ялту, когда мы появились, — город стал похож на растревоженный муравейник! — вспоминает Лановой. — Люди забегали, запрыгали, много визга вокруг было… Когда я сошел на берег, жена сказала: "Вы разбудили Ялту! " Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени мужчины должны дарить всем женщинам такие паруса…
Впрочем, и с Тамарой судьба развела Ланового, чтобы подарить любовь уже на многие десятилетия. Артисту и его третьей супруге, актрисе Ирине Купченко, пришлось многое пережить до того, как они станут парой.
В 1972 году Лановой и Купченко поженились, стали родителями. И вот уже 47 лет живут вместе, оберегая свою семью от всевозможных невзгод.
С Ириной Купченко
ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВ