Главный «мужик» нашего кино отметил юбилей.
Мужчина мечты
Всенародная слава обрушилась на актера Александра Михайлова после того, как на экран вышли фильмы «Мужики!» и «Любовь и голуби». Михайлов сыграл таких мужчин, рядом с которыми мечтала оказаться любая женщина.
5 октября Александру Яковлевичу исполнилось 70 лет. Он полон творческих сил и планов. Ну а тем, для кого он был и остается «мужчиной мечты», сообщаем: Михайлов счастлив в браке с женой Оксаной, с которой они воспитывают 12-летнюю дочь Акилину.
Первый парень на деревне
Александр Михайлов никогда не стеснялся своего сельского происхождения. Будущий народный артист России родился в небольшом поселке в Читинской области.
— Туда мои предки, староверы, пришли жить из центральной России, когда на старообрядцев начались гонения, — рассказывает актер. — Тогда многие, кто не хотели менять свои взгляды, уходили в лес, в тайгу. Кто-то погибал, но мои деды и прадеды с семьями выжили. В этом поселке родилась мама, там же мама зарыла и мою пуповину…
Детство Михайлова прошло в другом поселке — в Цугульском Дацане.
— Это был типичный для того времени бурятский поселок, — вспоминает Александр Яковлевич. — Место наше было одним из самых певучих в Забайкалье. Там и сейчас молодежь поет! В школах дети не бегают с криками, а собираются в классах и занимаются распевками — без шуток! Село и мне привило любовь к пению. И я на сцене пою только благодаря тому, что вырос именно в этом месте, хотя музыкальной грамотой не владею.
Мамины песни
Любила петь и мама Александра — Степанида Наумовна. Растила она его одна, в тяжелейших условиях. В голодные послевоенные годы по нелепой случайности у семьи сгорел дом, и ей вместе с маленьким Сашей пришлось долго ютиться в сырой землянке.
— Помню, какой бы усталой мама ни приходила с работы, всегда говорила мне: «Саша, давай споем!», — рассказывает Александр Яковлевич. — Брала балалайку, и мы с ней пели частушки, народные песни. Чтобы вырастить из меня человека, мама не чуралась никакой работы. Она была посудомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы. Иногда работала по двадцать часов в сутки. Но, приходя домой чуть живая, все равно улыбалась! Вот только иногда частушку затягивала жалостливую: «Ой, горькая я! Зачем на свет родилася? Была б стеклянная — упала и разбилася…» Маленьким я не понимал этих слов, а вот теперь часто вспоминаю это «упала и разбилася» и понимаю: я всем обязан моей маме…
Школа жизни
С детства он мечтал стать моряком.
— В семь лет я, выросший в степи ребенок, заболел морем, его просторами, — рассказывает актер. — И когда окончил в нашем селе семь классов, уговорил маму переехать во Владивосток — там находилось мореходное училище. А студентам этого училища выдавали настоящую тельняшку, и я уже представлял, как буду щеголять в ней. Но в мореходку меня не приняли — сказали, что слишком юн. Тогда я пошел в ремесленное училище, выучился на слесаря. И сбежал на корабль — работал на дизель-электроходе учеником моториста. После обслуживал холодильные установки — наши электроходы возили с рыболовецких судов на берег пойманную сельдь.
Два года будущий артист ходил по морям — Охотскому, Берингову, Японскому, был даже на Аляске. Но в итоге с флота ему пришлось уйти…
— Случилась трагедия: один из наших кораблей сел на мель и раскололся, погибли 70 моряков, — вспоминает Александр Яковлевич. — Мама думала, что на этом корабле был и я, жутко перепугалась. И когда я вернулся из своего рейса домой, она умоляла меня больше не ходить в море. И я ей пообещал…
Магия театра
До того как стать артистом, он успел освоить еще две профессии — электромеханика и сварщика.
— Я мог даже потолочный шов держать — любой сварщик знает, насколько это сложно, — вспоминает Александр Яковлевич. — Но однажды случайно оказался на спектакле студенческого театра Дальневосточного университета, на пьесе «Иванов» по Чехову. И мне жутко захотелось самому играть на сцене!..
И когда он увидел объявление о наборе на театральный факультет в местный институт культуры, рванул туда. После института был принят в Приморский краевой театр им. Горького. Оттуда его пригласили в Саратовский академический театр, где он потом служил десять лет. И только в 1980 году Михайлов попал в Москву — в театр имени Ермоловой.
Положительный герой
— Недавно стою на остановке, — рассказывает Александр Яковлевич, — подходит ко мне женщина и спрашивает: «Вы — Михайлов?» Я отвечаю: «Да». И тут она с удивлением: «А чего такой старый? В фильме-то молодой…» Я интересуюсь: «А в каком, простите, фильме?» «Как в каком? «Любовь и голуби», — отвечает. Я говорю: «Так фильму уже тридцать лет». «Да вы что! — с недоверием восклицает она. — Не может быть! А я, кажется, только недавно его смотрела. Как время летит…»
Наталья Колобова
Фото из личного архива Александра Михайлова