— Ирина, какую еду можете назвать своей любимой?
— С удовольствием иногда могу съесть какой-то супчик-борщик, потому что обычно этого нет в моем рационе. Шашлыки на даче — это святое! Но при этом должно быть много зелени и овощей. Из мучного люблю только ржаной хлеб — но и его позволяю себе тоже только с утра. Из круп иногда ем гречку, киноа, кускус, овсянку. Перестала пить кофе, который провоцирует аппетит — теперь в мой рацион входит какао и изредка некрепкий чай. Вместо привычного коровьего молока употребляю растительное — кокосовое, миндальное, овсяное… Очень люблю специи: куркуму, пажитник, шафран, перец чили. Ем рыбу, морепродукты, бедро индейки. Обязательно ежедневно — салатная зелень, яйцо, йогурт, ягоды, свежий имбирь, сладкий перец, сельдерей, семена подсолнечника, тыквы, льна… Иногда небольшой горсткой семечек можно вполне утолить голод на несколько часов! Ну а перед сном, если хочется есть, меня спасает столовая ложка кокосового масла. Пью негазированную воду, от всех напитков, содержащих сахар, отказалась. Начинаю же я свой день со стакана теплой воды с лимоном-уксусом и горстки ягод годжи или клюквы.
— Самый любимый прием пищи — завтрак, обед или ужин?
— Самый любимый — это когда никуда не надо торопиться и, ведя беседу, спокойно вкусить то, что на тарелке. Да еще с бокалом хорошего вина… Или если ты в одиночестве — то включить какую-то хорошую программу или фильм и создать себе такой культурный отдых с трапезой…
— Что для вас важнее: стройная фигура — или возможность есть все, что захочется? И можно ли это совмещать?
— Всю жизнь пытаюсь совмещать, так как никогда не отличалась худобой. Мягко говоря — наследственность такая. Когда мама привела меня в балетный кружок, педагог всплеснула руками: «Что же мы будем делать с этой булочкой?!» В юности мне помогали держать форму танцы, потом — учеба в институте, потом — работа в театре, на эстраде. Пока я на сцене — никакие диеты не нужны. А вот если есть перерыв в работе, в движении — тогда начинаешь думать: перед сном есть не надо, мучное-сладкое исключить… А как перед сном не есть, если вечерние выступления заканчиваются поздно вечером, а обед иногда и не случается? Потом еще дорога домой отнимает время — и в итоге: «Здравствуй, холодильник!» Кажется, готова смести все, что там лежит! Вот Людмила Гурченко умела держать в узде свой аппетит! Когда ее спрашивали, какой диеты она придерживается, она отвечала: «Надо зашить рот!» А Елена Малышева говорит: «Попробуйте исключить соль — и будете таять на глазах!»
— Но разве без соли вкусно?
— Да, сначала без соли еда будет казаться невкусной, но через некоторое время начинаешь чувствовать вкус самих продуктов, который соль убивает. Соль человеку нужна, но в малых количествах. А производители продуктов и соль, и сахар добавляют куда только можно. Ведь найти йогурт или сок без сахара в маленьких магазинах вообще невозможно! Сахар и соль присутствуют практически во всех упакованных продуктах. Вот и пухнем, потому что это разжигает наш аппетит, и в результате мы переедаем.
— Расскажите, пожалуйста, о своих наработках в питании: к чему пришли, от чего отказались?
— Сейчас, во время самоизоляции, конечно, требуется самодисциплина. Взяла абонемент в спортзал, организовала режим питания.
— Какой?
— Самое важное — чтобы еды была небольшая порция! Делаю себе смузи, коктейли по рецептам ЗОЖ.
— А если вдруг захочется чего-то вкусного, но вредного?
— Потребность в сладком утоляет кусочек горькой шоколадки с утра, и в течение дня — немного фруктов и сухофруктов. Всегда жалею, если позволяю себе по разным причинам съесть кусок печенья, плюшки или торта. То — на каком-то праздничном банкете, если уж очень красиво выглядит. То — за компанию, когда сильно уговаривают, и легче съесть, чем объяснить, что тебе не хочется. Или — чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась, готовила… Жалею потому, что кайф у тебя на языке ровно три секунды, а потом — такое ужасное послевкусие… И ты сидишь и считаешь, сколько тебе часов надо будет в спортзале за эти три секунды попотеть!
— Опишите, пожалуйста, свой идеальный ужин: в какой стране это будет, и что будет лежать на вашей тарелке?
— Моросящий дождь на Камчатке, громадный вулкан в тумане… Сижу на берегу океана, и передо мной — банка с пивом и крабы, которые только что вышли из пучины… Нет, я с ними не беседую — я их ем!
— Вас можно отнести к людям, которые любят эксперименты в еде — или вы предпочитаете в этом вопросе постоянство?
— Изобретать особо некогда. Но ведь сейчас доступно такое разнообразие продуктов, что можно для себя любимой создать любое самое изысканное блюдо. Конечно, по природе своей я гурман. Мне так нравится пробовать что-то необычное, экзотическое! Люблю кухни всех народов мира! Я много путешествовала, и мне всегда были интересны национальные блюда. Мне кажется, я была одной из первых, кто попробовал в питерском французском ресторане лягушку! На меня так смотрели мои друзья — с ужасом и предвкушением эффекта! А меня лягушка разочаровала: в точности куриное мясо! На севере мне пришлась по душе строганина, а позже я влюбилась в японскую кухню. Палочки осваивала в Америке — в 1996 там было много японских ресторанов. Чего только не перепробовала в Китае! Оказалось, что змея похожа на мясо угря. Да с их сладкими соусами черта лысого можно съесть! Но не стоит забывать, что соусы — главный враг фигуры! Пробовала и лосятину, и конину, и медвежатину, и совсем недавно угощали бурундучьим мясом — очень вкусно! А акулье мясо — совсем никакое…
— Какая кухня мира вам кажется самой вкусной?
— По поводу родной украинской кухни скажу так: дежурный кусочек сала у меня всегда лежит в морозилке! Очень люблю грузинскую: пхали, сациви, долма… А узбекский плов — просто фантастика! А лагман! В круизах по Средиземноморью после всех прелестей этой богатой кухни невозможно было отказаться от дегустации сыров. У французов это десерт! Сыр — это моя слабость… А еще я очень люблю чебуречную возле Дома кино. Она и оформлена как маленький музей советской эпохи, и чебуреки там совершенно волшебные — как в наших советских столовых. Сколько мы с мамой перевидали их в гастрольных поездках! Ведь моя мамочка, Людмила Томашевская, была актрисой, и я исколесила с ней множество дорог на маленьких автобусах — «ПАЗиках». Кроме того, что ее театр давал репертуарные спектакли на сцене какого-то города, артисты постоянно выезжали в районы, чтобы радовать своим искусством сельского зрителя. Есть мы ходили в местные столовые. На столе всегда стояли соль, перец, горчица, лежал хлеб. И пока ждешь еду, а мама стоит в очереди, съешь кусочек хлеба с солью или горчичкой — и уже сыт.
— Какие блюда из детства вызывают у вас теплые воспоминания?
— В харьковском доме моей бабушки, куда меня мама иногда отправляла погостить, была настоящая печка, которую топили углем. И я помню, как мы грели на ней банки с горошком, томили сгущенку, которая становилась коричневой, и мы лакомились ею с упоением… А вообще бабушки и тетушка моя потрясающе делали выпечку и тортики — ничего вкуснее я не пробовала в своей жизни! Однажды даже на день рождения своему любимому мужу я попросила передать мне в Киев поездом этот сказочный «Наполеон», который только они делали так, как надо — и он таял в рту, это была песня! Да и все остальное, в том числе самые простые и традиционные блюда, а также соленья-варенья они изготавливали невероятно вкусно! Сколько банок с закатками я перевозила от них! И попробуй не возьми! А наилучшим комплиментом для хозяюшек было, если гости облизывали тарелку!
— А вы сами как рано научились готовить — в детстве или уже позже?
— Да я както не помню, чтобы мама или бабушки меня специально этому учили. Я просто смотрела, как делают они, иногда подключалась к процессу, помогала. И когда началась жизнь самостоятельная, у меня появились какие-то книги рецептов, какие-то накопились записочки, которыми я пользовалась. Помню, в нашей киевской коммуналке, где мой муж, композитор Игорь Демарин, сочинил столько прекрасных песен, иногда на пороге появлялись нежданные гости, и их надо было быстро чем-то накормить. И я научилась делать простой быстрый пирог: в яйцо добавляла муки, заливала этой смесью капусту, и — в духовку! А если не было капусты — ее вполне заменял репчатый лук. Через 30 минут к чаю была готова вкусная еда с румяной корочкой. И я вообще не помню того времени, когда, как говорят, был дефицит. Что-то в магазинах все равно было, и вот из того, что было, мы и готовили. Просто, наверное, для меня это никогда не было главным: что есть? Вот вкусно приготовленное — это важно! Свежее — да! А что именно — да какая разница?
— Сейчас, в период эпидемии, многие находят отдушину в кулинарии. А вы стали чаще готовить? И в принципе — любите это делать?
— В принципе люблю. Наверное, потому что делаю это редко. Но мне очень нравится расстараться для своих гостей, чтобы им понравилась моя готовка! Борщ, в который непременно добавляется зеленый болгарский перец. Никто не замечает, что он постный, ведь все овощи предварительно обжариваются на растительном масле. И еще он имеет правильный насыщенный цвет, потому что там много свеклы! И зачем класть туда сахар, если и свекла, и морковь сладкие? Еще в свой борщ я добавляю фасоль и грибы.
Люблю импровизировать, делая всевозможные салаты и рагу. Еще все очень любят фирменную мамину закусочку — творог с растительным маслом, чесноком и орехами. Соль-перец добавляются по вкусу.
Есть очень любимое моими гостями блюдо, которое готовится три минуты и уходит первым. Берется банка кукурузы, банка фасоли, чесночные ржаные сухарики и майонез. А почему три минуты, если на это надо 15 секунд? Да просто оно должно чуть-чуть постоять, чтобы сухарики пропитались. Подружки мои, когда я их угощаю, сначала фотографируют мое блюдо на память, а только потом начинают есть. Мне кажется, очень важно, чтобы еда выглядела красиво! И еще люблю, чтобы в процессе готовки все было аккуратно и чисто. Для меня вообще в жизни ключевой момент — это красота.
Елена Соколова, фото из личного архива Ирины Шведовой
(ИА «Столица»)