На главную

небольшая облачность
В Новосибирске
+22oC
$ 72,5048
86,7012


Леонид Парфенов: как из юнкора - пионера вырос летописец ХХ века

Watch 19 февраля 2021 • ТВНЕДЕЛЯ

Телеведущий, завоевавший когда-то любовь миллионов телезрителей своей авторской передачей «Намедни», а недавно отметивший свое 60-летие, полон творческих планов.

Леонид Парфенов

16 лет назад Леонида Парфенова — пятикратного лауреата главной телевизионной премии ТЭФИ — уволили с телевидения, а передачу «Намедни», которую он вел (с перерывами) более 10 лет и которая сделала его одним из самых известных и популярных телеведущих страны — закрыли. Но Парфенова не так-то легко выбить из седла и выкинуть из нашей новейшей истории, летописцем которой он себя по праву считает. Он снял множество документальных фильмов, выпустил 14 книг, а сейчас ведет в интернете свой ютуб-канал «Парфенон».  В прошлом году Леонид Геннадьевич скромно отметил свое 60-летие, а недавно презентовал свою новую книгу «Намедни. Наша эра. 1921 – 1930». Нам удалось поговорить с Парфеновым и об этой книге, и о других его проектах, и о планах — как ближайших, так и более отдаленных…

«Эпоха была черно-белая»

— Леонид, ваши книги «Намедни» читает практически вся страна. Это такой иллюстрированный исторический экскурс в прошлое. А как вы отбираете для книги события? Есть какой-то критерий?

— Таким же авторским произволом, как и иллюстрации. И понятно, что подбор этих феноменов — это авторский субъективизм. Меня лично греющий факт: в такой работе я люблю опираться на явления массовой культуры, потому что они особо прямо и простодушно передают дух того времени.

— Документальную основу книги где черпали?

— Все оцифровано, все выложено в интернет уже — что черпать? Сейчас доступность невероятная: все есть! Особенно, если это сравнивать с тем, как мы делали первые серии передачи «Намедни. Наша эра» в 1997 году, когда интернета не было. Ты едешь на целый день и просто сидишь в библиотеке с бутербродами, листаешь подшивки газет… Но иногда и сейчас приходится так же ездить в библиотеки, потому что некоторые фотографии или документы не оцифрованы — например, обложки журнала «Крокодил» — а это важно для книги…

— Ваша новая книга — про 1921 – 1930 годы. Понимаю, что много информации оцифровано, но все же, наверное, сложно было подбирать иллюстрации того времени, ведь их тогда было не так много…

— Иллюстрация к книге требовала огромных усилий, потому что эпоха преимущественно была черно-белая. Но сегодня никто не будет смотреть на такие кадры — нужно объяснять зрителю, почему эпоха была черно-белая. Поэтому в ней есть не только фотографии, но и картины авторов того времени. Что касается фотографии, то на многие, как и для предыдущих книг, покупались права. Это большая работа, канитель. На все это ушло почти три года… Но я не только этим занимался все это время. Выходили и различные мои документальные фильмы, и «Намедни» — не только в печатной версии, но и в видео. Но прежде всего все-таки — эта книга, так как быстро это сделать невозможно… Долгий подбор иллюстраций, фактуры, какие-то возвращения, переверстки и прочее-прочее-прочее... Например, в одном из томов книги «Намедни. Наша эра» только авторские права на иллюстрации стоили 40 тысяч евро. Так что многие вещи в моей работе связаны не только с просто моими «хотелками», но еще и с деньгами, и с теми людьми, которые готовы инвестировать…

«Я ничего не умею придумывать»

— Почему вы решили связать свою жизнь с журналистикой и что вас больше всего привлекает в этой профессии?

— То, что я складываю слова. Я пишу. Мне это нравилось всегда, и мне всегда это было интересно. Но писать я могу только документальные истории — поэтому я не писатель, а именно журналист. Даже если это книги в твердом переплете — это все равно журналистика в жесткой обложке. В случае книжки я выступаю таким летописцем. Я придумал этот метод, терминологию и таким образом это показываю. Потому что все это — еще та история, которая остается современностью. И в этом смысле она до сих пор интересна людям.

— А почему вы против того, чтобы вас называли писателем, хотя пишете книги?

— Я ничего не умею придумывать — это первое. Во-вторых, мне всегда кажется, что жизнь богаче любых выдумок. Например, я как журналист сделал столько разных фильмов про разных героев, которые проживали жизнь, про которую, если не знать точно, можно сказать: «Ну хватит придумывать и фантазировать!» Разве можно было про Владимира Зворыкина сказать, что он, будучи сам из Мурома, будет делать телевидение в Америке, научит чернокожего повара настаивать «рябиновку» и так далее… Так что это не литература — это документалка, журналистика... Что же касается книги — это не совсем книга, это такой альбом. Я сам придумал такой формат. Ведь книги обычно бывают, когда мало фото и много текста. А когда вот так все взаимно увязано — мне говорили, что это скорее формат журнала. Ну, наверное. Но пришла визуальная эпоха, и люди считывают такую информацию лучше всего. Так что — какая тут литература и писательство?! Это журналистика.

— А вы всегда, с детства хотели быть журналистом?

— Да. Я довольно рано профессионально ориентированный ребенок. Я в 13 лет был на всесоюзной смене юнкоров в детском лагере в «Артеке» — и даже там, будучи из вологодского райцентра, был удостоен специального диплома «Пионерской правды» о том, что я выдающийся юнкор. Он у меня до сих пор хранится, с 1973 года. Так что у меня был профессиональный рост, и можно справлять 47 лет профессионального стажа! (Смеется.) Ну как я после этого — честный 13-летний мужчина — мог изменить журналистике? Я больше ничего делать не умел и не умею. Сейчас уже и метаться не стоит. Самое интересное, что я закончил газетное отделение — и меньше всего работал в газете. Но при этом я не был даже никогда в учебной студии телевидения — она вообще была в другом здании. Так что меня этому не учили — но учили тому, чтобы придумывать какие-то форматы и задачи для себя. Мне казалось, это — главный мотив того, что тебя тащит в этом деле: собственный интерес, мотив, желание... Это такой поступательный процесс. Ты сказал «А», потом говоришь «Б» — и двигаешься дальше… Мне кажется, что вокруг меня все живут точно таким же образом…

4

Парфенов с супругой Еленой Чекаловой

«Я никогда не снимаю по заказу»

— Вами снято уже множество документальных фильмов. А есть что-то то, над чем хотели бы поработать?

— Я никогда не снимаю по заказу. Я давно хотел снять фильм про грузин — еще с 90-х годов, но пока не нашел человека, который может дать мне на это деньги, поэтому я не мог приступить… Это такая тонкая штука... Я был открыт для объяснения, что это может быть за фильм. И вдруг нашелся человек, который сказал: «Давайте работать». И вот в прошлом году вышел фильм «Русские грузины». А сейчас я делаю «Русские грузины — 2». Но съемки фильма приостановлены из-за того, что мы не можем привезти грузинских артистов для съемки игровых эпизодов в Москву из-за ковидных ограничений. Но надеюсь, что очень скоро мы все же продолжим над ним работать…

— Вы довольны тем количеством людей, которые читают ваши книги, смотрят «Парфенон»? Или вы все-таки хотите, чтобы это была более широкая публика?

— Знаете, как где-то было у Ильфа и Петрова: старый артист, который каждый вечер сидел в кинотеатре и говорил: «Народ меня не любит, а партия не ценит!» (Улыбается.) Ну, я как-то не задумывался об этом... Вот сейчас фильм «Русские грузины» за восемь месяцев собрал больше двух миллионов просмотров. Это для документального кино, которое длится два часа и десять минут — и при этом большой процент людей, которые досматривают до конца два часа документалки, это очень хорошее количество! Значит, вот столько моих людей. Ради них я, наверное, всем этим и занимаюсь…

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова

(ИА «Столица»)

2021-02-20

Подписывайтесь на НДН.инфо в «Яндекс.Новости»

Оставить комментарий

Происшествия

Новости партнеров

Общество
Политика
ТВНЕДЕЛЯ
  • Актриса из сериала «Чикатило» стала пескетарианцем
    Юлия Афанасьева хорошо известна зрителям по фильмам «Универ. Новая общага», а теперь сыграла главную женскую роль в нашумевшем сериале «Чикатило». Актриса уже несколько лет экспериментирует с различными системами питания и…
    Опубликовано Четверг, 17 июня 2021 15:32
  • О судьбе украденной из коляски девочки расскажут на НТВ
    18 июня в программе «Жди меня» расскажут, чем закончилась история о похищенной из коляски девочки, а также сможет ли участница программы найти отца своего незапланированного ребёнка.
    Опубликовано Пятница, 18 июня 2021 08:24
  • Лобода: «Я не одобряю комментарии Нателлы»
    После того, как Нателла Крапивина официально заявила, что она больше не работает со Светланой Лободой (из-за скандала, связанного с «Премией МУЗ-ТВ»), место продюсера оказалось вакантным. И многие поклонники стали гадать,…
    Опубликовано Суббота, 19 июня 2021 09:12
  • Кристине Асмус не дали разбить семью
    Кристина Асмус после развода с Гариком Харламовым стала завидной невестой. И периодически ей приписываю романы с различными мужчинами.
    Опубликовано Суббота, 19 июня 2021 08:01
  • У Розенбаума с мозгом все в порядке
    Новость о том, что Александр Розенбаум серьезно болен (борется с раком), разлетелась по интернету мгновенно.
    Опубликовано Суббота, 19 июня 2021 07:01
Наука