Искусство через сердце
Олег Табаков не знал, что такое «проходная» роль. Даже в маленьком эпизоде он выкладывался на все сто. И каждую роль пропускал через свое сердце. А оно не всегда выдерживало.
Первый инфаркт у Олега Табакова случился в 29 лет.
До премьеры спектакля «Обыкновенная история» оставался месяц. Табаков играл главную роль – романтичного, витающего в облаках юноши Александра Адуева. Шла репетиция, что-то получалось, что-то – нет… Вдруг Олег Табаков побледнел… Врачи, которые доставили актера в больницу на «скорой», поставили диагноз: инфаркт.
Медики запретили Табакову работать, сказали напрямую: ваше сердце не выдержало перегрузок. По их мнению, именно перенапряженный рабочий график, в котором совмещались и съемки в кино, и театр, и работа на радио, стал причиной сердечного сбоя. Табаков не стал с ними спорить. Просто вспомнил слова Белинского: «Ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!». И как только ему стало чуть лучше — пришел в театр. И продолжил репетиции.
Премьера состоялась в намеченный срок!
Табаков с первыми учениками его студии, 1977 год
Ангел из «Табакерки»
Потом, через 12 лет, у Табакова был еще один инфаркт. К нему он шел более тернистым путем.
В 70-х годах у Олега Табакова, который к этому моменту исправно служил 15 лет в знаменитом «Современнике» (он был одним из его основателей, а шесть лет, после ухода в МХАТ Олега Ефремова – директором) появилась идея создать свой театр. Воплощение этой мечты в жизнь едва не привело к летальному исходу.
Для начала Олег Павлович организовал театральную студию для старшеклассников. Лучшие из них стали основой знаменитого первого курса Олега Табакова в ГИТИСе. А в 1976 году Табаков получил в дар от столичных властей… освободившийся подвал, где раньше размещался угольный склад. Вместе со своими студентами Олег Павлович выгреб оттуда весь мусор, своими силами сделали ремонт. Так в Москве появился полуподпольный театр с веселым названием «Табакерка». Слава о нем быстро разнеслась по всей столице, посмотреть их спектакли приходили Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. А потом…
— На спектакль «Прощай, Маугли!» Олег Табаков пригласил министра культуры Демичева, — рассказывает ученик Табакова, актер театра «Сатирикон» Алексей Якубов. – Представляете: министра — в подвал! Олег Павлович добивался того, чтобы его театр признали официально. После спектакля Демичев ничего конкретного не сказал. А потом выяснилось, что наша судьба решалась на уровне ЦК партии. Театр оказался под запретом. После этого у Олега Павловича и случился второй инфаркт…
В фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
Отец родной
Среди его учеников – Евдокия Германова, Андрей Смоляков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова… И еще десятки тех, что не так известны.
Но ко всем своим «цыплятам табака», как любовно называл их сам Олег Павлович, он относился одинаково заботливо. Как добрый отец. Или как ангел – хранитель. Помните — «без подставленных ладошек…».
— Он заботился о нас так, как не каждый родной отец может, — вспоминает Алексей Якубов. – И открывал для нас мир — кормил нас в ресторанах, привозил из-за границы подарки: девушкам — дефицитные колготки, парням – джинсы. Читал нам запрещенные в те времена книги – Булгакова, Солженицына, водил на симфонические концерты, закрытые просмотры фильмов. Устраивал встречи с Высоцким, Окуджавой, Аксеновым…
— Многим своим актерам Олег Павлович помог приобрести жилье в Москве, — говорит Ирина Пегова. – Материально поддерживает актрис-матерей. Любит дарить подарки. В том числе и очень дорогие. Однажды встречаю актрису Наталью Журавлеву в шикарной норковой шубе, выражаю ей свое восхищение, а она мне в ответ: «Это мне Олег Павлович на день рождения подарил!»
Самый знаменитый кот России
Ему повезло: в войну к ним в Саратов эвакуировали МХАТ. Мама привела семилетнего Олега на спектакль. И это решило его судьбу. Приехав после школы в Москву, он был с первого раза принят в оба главных театральных вуза – ГИТИС и школу-студию МХАТ. Но выбрал МХАТ: там еще работали ученики самого Станиславского!
— В фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев» Олег Павлович сыграл воришку Альхена, — рассказывает Алексей Якубов. – И Марк Анатольевич рассказывал, как снимали по-актерски сложную сцену: надо было, чтобы у Альхена в нужный момент выкатилась одна слеза, причем строго из определенного глаза! Захаров понимал, сколь сложную задачу ставит он перед Табаковым. И был поражен, когда после команды «Мотор!» на определенной секунде из нужного глаза Олега Павловича выкатилась единственная слеза!
А сам Алексей Якубов был свидетелем другого актерского чуда:
— Когда мы учились у Олега Павловича — это был 1976 год — в Москве гремел спектакль «Современника» «Двенадцатая ночь». Олег Табаков играл там дворецкого Мальволио. Достать на спектакль билеты было невозможно — мы просили Олега Павловича, и он несколько раз проводил нас через служебный вход. В спектакле был момент: на сцену выходит траурная процессия, возглавляемая Мальволио, который каждый свой шаг сопровождает ударом посоха. И однажды Олег Павлович спросил нас: «На каком ударе раздадутся аплодисменты?» — «Не знаем» — пожали мы плечами. – «Заказывайте!» — «Ну, на третьем» — неуверенно сказали мы. Смотрим спектакль: выходит Табаков – нет аплодисментов, делает шаг — тишина, второй – то же самое, делает третий – и раздаются аплодисменты! Мы обомлели. Потом уже вошли в азарт — заказывали: «Можно на десятом ударе?» И были аплодисменты именно на десятом шаге…
Штирлиц и Шелленберг
Профессионал
Табаков ни разу в жизни не схалтурил, эксплуатируя когда-то созданный им образ. Поэтому каждая из его ролей — неповторима: и восторженный Николенька Ростов в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, и «хитрый лис» Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны», и разрывающийся между жаждой денег и тягой к прекрасному хозяин салуна Гарри в «Человеке с бульвара Капуцинов»…
— В роли Людовика XIV в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» я видел только Олега Табакова, — вспоминал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. – И Олег Павлович блестяще сыграл эту роль!
А за главную роль в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Олег Табаков получил на Международном кинофестивале в Оксфорде престижный приз «Золотой щит Оксфорда».
Но самый известный герой Табакова – кот Матроскин.
— Однажды Олег Павлович пришел к нам на занятия и сообщил: «Очень интересная сейчас работа у меня была – кота озвучивал!» — вспоминает Алексей Якубов.
О мультфильме «Трое из Простоквашино» прознали даже американцы. И перед выходом в России фильма «Гарфилд» поставили условие, что главного героя – рыжего кота – должен озвучить именно Олег Табаков.
Дела семейные
С актрисой Людмилой Крыловой Олег Табаков прожил в законном браке более тридцати лет. Вырастили и воспитали двоих детей: сын Антон и дочь Александра тоже стали актерами. И оба уволились из театра, когда Олег Павлович решился на развод. Чтобы жениться на своей ученице Марине Зудиной, которая моложе его на тридцать лет. Александра до сих пор не может простить отцу измены. Антон хоть и выразил свой протест в более жесткой форме – оставив театр, он стал ресторатором – в конце концов смог понять и простить Олега Павловича.
Решительному шагу Олега Табакова предшествовали 12 лет «закулисного» романа.
— Сразу после того, как тайное стало явным, Марина попала в эпицентр недружелюбного отношения к ней, — рассказывает Евдокия Германова. — Что сделал Олег Павлович? Как умный человек, он не стал стесняться ситуации, задвигать в тень свою молодую жену — наоборот, при всех подчеркивал ее достоинства. И я видела, как люди постепенно стали вести себя с ней по-другому, начали понемногу принимать выбор Олега Павловича.
В 1995 году у Марины Зудиной и Олега Табакова родился сын Павел. Олегу Павловичу тогда было 60 лет. А в 70 лет он стал отцом в четвертый раз – Марина родила дочь Машу.
Трубадурочка Зудина и король Табаков
Ощутив в четвертый раз радость отцовства, Олег Табаков, кажется, стал еще добрее и внимательнее относиться к своим артистам, решившимся на рождение детей.
— Однажды Олег Павлович вручил мне перед спектаклем «На дне», где мы играли, огромную плюшевую собаку для моей маленькой дочери, — рассказывает Ольга Красько. — Дочь зовут Олеся, а собаку мы назвали Олеша – в честь Олега Павловича, дочка ее очень любит!
С сыном Антоном
Младший сын Табакова Павел с девушкой
Слезы мастера
«Птенцы» Табакова видели его разным: веселым, грустным, добрым, жестким… Не видели только слез своего всесильного учителя. Ни тогда, когда партийное руководство страны запретило ему создавать свой театр. Ни в 1998 году, когда после дефолта театр лишился всех своих средств. Никогда! И вот… К 80-летнему юбилею Олега Павловича снимали фильм о нем: вечер встречи учителя и учеников. И «цыплята табака» увидели, что у Олега Павловича глаза заблестели от слез — впервые в жизни это были слезы «не по сценарию»…
Тамара Мотаева,
фото из фондов музея Театра под руководством Олега Табакова