Он родился в 1985 году в Нижнем Новгороде. Как многие дети, занимался в музыкальной школе – играл на фортепиано, а еще пел в детском церковном хоре. В 2002 году с семьей эмигрировал в Германию. Там продолжил занятия музыкой – увлекся игрой на органе. А уже в 2005 году принял решение вернуться в Россию, чтобы стать монахом. В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, в котором служит отец Фотий, открылся его певческий талант.
Иероманах не был уверен, что получит разрешение от церковного начальства на участие в телешоу «Голос», поэтому после того, как прошел слепые прослушивания, на дальнейшие испытания не явился. И только на следующий год, когда он снова победил в слепых прослушиваниях, руководство «Первого канала» обратилось к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой разрешить иеромонаху стать участником большого музыкального проекта.
Разрешение было получено. И отец Фотий не просто достойно выступил, а в команде наставника Григория Лепса стал победителем четвертого сезона шоу. Сейчас он совмещает служение Богу и концертную деятельность – по разрешению патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Заработанные деньги жертвует на восстановления российских храмов. О том, что сейчас происходит в его творческой жизни, корреспонденту НДН.инфо рассказал сам иеромонах Фотий.
Заглянуть в себя
— Вы регент в церковном хоре и сольный исполнитель. Как на ваш взгляд, у хорошей песни есть сходство с молитвой?
— Молитва — это всегда общение с Богом. Поэтому назвать песню молитвой нельзя. Скорее, это молитвенное состояние — когда человек, послушав хорошую песню, заглядывает внутрь себя. Вот с этой точки зрения можно говорить о сходстве песни и молитвы. Ведь есть такие песни, как «Монолог» — это песня на стихи Марины Цветаевой, ее исполняла Алла Пугачева — то есть, такого плана песни поднимают человека над мирской суетой, заставляют задуматься о вечном и настоящем.
— То есть, сама душа перестраивается на другой лад?
— Да, и это песни совершенно другого настроения, не развлекательные. Они проникают в душу зрителям и начинают свою работу — возможно, даже, устраивают какой-то переворот…
— Что вы сами слушаете, когда есть свободное время и желание?
— Я слушаю тех исполнителей, которые могут быть для меня примером. То, что может дать развитее в плане профессионализма. Я сам музыкант и сам сочиняю. Иногда встречаю музыку, которая для меня — открытие, что-то уникальное, шедевр. Такие вещи очень хорошо воспринимаю и иногда даже беру в свой репертуар.
— Но такое, наверное, бывает нечасто?
— Увы… Сейчас вся коммерческая музыка построена, грубо говоря, на трех аккордах. И очень часто идут повторяющиеся мотивы, ходы… Зрители, даже не имея музыкального образования, тоже наверняка замечают, что часто одна песня похожа на другую. И многие продюсеры, композиторы подходят с маркетинговой точки зрения: как добиться, чтобы песня звучала по всем каналам, какие мелодии будут легко восприниматься, какие музыкальные фразы можно сразу же вдолбить в мозг человека, чтобы она у него в голове зазвучала, даже когда она не звучит на радио. То есть, такие психологические манипуляции в музыке… Это, мне кажется, неправильный путь. Но в любом случае ты все-таки прикидываешь: какой эффект должна в сердце слушателя произвести песня, которую ты собираешься исполнить.
— И какой эффект вам хотелось бы получить от своих песен?
— Она должна тронуть человека своим смыслом, своей уникальной мелодией. И открыть его сердце добру.
— А плохой человек может написать хорошую музыку?
— Может, конечно! (Смеется.) Это совсем не зависит от того, хороший человек или нет. Просто если у него есть талант – это главное — то он его может пустить в правильное русло и написать под вдохновением какую-то хорошую песню. В то же время любой человек, наделенный талантом, может быть и меркантильным, и непорядочным. Но все же я думаю, что музыканты — люди творческие, а творчество все-таки базируется на каком-то нравственном законе.
Жизнь после «Голоса»
— Как изменилась ваша жизнь после победы в шоу «Голос»?
— В первую очередь это коснулось концертной деятельности. Я и до этого выступал перед публикой, но именно после «Голоса» открылась дорога практически во все города России. И не только России.
— Устаете? Обычно много гастролирующие артисты жалуются, что жить им приходится в поездах и самолетах — не высыпаются, мало отдыхают…
— Я не жалуюсь, нет. Я человек-романтик: люблю самолеты, поезда, путешествия… По первому времени было достаточно не просто все это — когда каждый день концерты. Конечно, утомлялся…А потом втянулся, привык, таким образом и стала жизнь моя протекать…
После концерта в Храме Христа Спасителя верующие поклонницы таланта отца Фотия подошли к нему за благословением
Источник вдохновения
— Что вас вдохновляет? Где ваш источник вдохновения?
— Мой источник вдохновения – это хорошие музыканты, которые покоряют каждый свой Эверест.
— Можете назвать имена этих музыкантов?
— Это состоявшиеся хорошие артисты – такие, как Григорий Лепс, Константин и Валерий Меладзе, Игорь Крутой, многие наши светские композиторы. А из церковной среды – это Владыка Илларион Алфеев, который написал «Страсти по Матфею», которые исполнялись в Москве в концертном зале «Крокус Сити Холл». И я там тоже принимал участие. И само это участие меня тоже вдохновило, потому что я вживую услышал этот оркестр и этот хор грандиознейший. Это — совсем другое, нежели на записи. Когда ты становишься участником такого события, грандиозного мероприятия – у тебя появляется желание создать что-то похожее. Это вот тоже к вопросу об источнике вдохновения…
Селфи на память
Фотий подружился с победителем проекта «Голос. Дети» Данилой Плужниковым
Лариса Зелинская, фото Вадима Тараканова