Именно поэтому каждый год миллионы людей по всей России (а последние годы — и по всему миру) строятся в Бессмертные полки и идут по мирным улицам с портретами ветеранов войны — своих родных и близких. И именно поэтому каждый год в эти дни мы смотрим фильмы о войне — старые, ставшие классикой, и новые, которые дописывают неизвестные или малоизвестные страницы военной истории, страницы героической летописи страны.
И именно поэтому в предпраздничные дни в столице состоялась премьера фильма «Девятаев», основанного на реальной истории – дерзком побеге из фашистского плена Героя Советского Союза Михаила Девятаева.
Картину зрителям представили режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов, продюсеры Игорь Угольников и Игорь Мишин, актеры Павел Прилучный, Дмитрий Лысенков, Евгений Серзин и другие, а также сын героя и консультант фильма Александр Девятаев.
Помнить вечно!
Про что этот фильм? Про войну и подвиги на ней, которые совершали советские солдаты и офицеры. Лето 1944 года. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор: вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье: побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь: на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «Фау-2», «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Девятаев решает улететь, совершив самый дерзкий побег в военной истории.
— Для меня фильмы о войне — это долг перед тем поколением, которое воевало, — говорит нам режиссер Сергей Трофимов. — Я воспитан на рассказах о войне и на советском кино о войне и еще не расстался с этим опытом. Это часть меня, и я думаю, что мои дети тоже должны знать об этом. История Девятаева — о невероятной силе духа, которая была у этого человека и у всего его поколения. Мы даже представить себе не можем, что выпало на их долю, что они преодолели. И об этом важно рассказывать молодой аудитории. О том, что подвиг — это не красивое слово и не пустой звук.
Икар XX века
В истории Великой Отечественной войны есть множество удивительных подвигов, многие из которых пока неизвестны. Создатели фильма глубоко погрузились в историю, чтобы снять захватывающий и честный фильм.
8 февраля 1945 года пленный летчик Михаил Девятаев сбежал из фашистского концлагеря с девятью товарищами-заключенными, угнав у немцев бомбардировщик. Уйдя от воздушной погони, узники приземлились на занятых Красной армией польских территориях. Побеги из концлагеря были редки, успешных побегов насчитывается несколько десятков, успешных побегов на самолете — единицы. Случай Девятаева исключителен даже среди них.
— История Михаила Девятаева хоть и не замалчивалась, но долгие годы не была широко известна, — поясняет нам один из продюсеров фильма Игорь Угольников. — Его подвиг не вошел в пантеон легенд, потому что послевоенный СССР был жесток к героям, прошедшим плен. Путаница с документами — вместо летчика его записали в артиллеристы — в конце 1945 позволила Девятаеву вернуться из фильтрационного лагеря на Родину, но эта же путаница заставила власти считать его если не предателем, то вруном: мол, как мог артиллерист угнать самолет? А если все правда — то как доказать, что не предатель?
Только в 1957 истории бывших пленных стали публично обсуждаться. И Михаил Девятаев из безвестности перешел в мир славы. А его странная, но правдивая история навсегда осталась для него и гордостью, и бременем: до конца дней (Девятаев умер в 2002 году) герой рассказывал и писал о своем плене и побеге, своим существованием свидетельствовал перед новыми поколениями, что и такие страшные страдания, и такой чудесный подвиг равно реальны и возможны.
Замалчивание подвига было связано с различными причинами, но, вероятнее всего, с тем, что в угнанном самолете была сверхценная документация, касающаяся немецкой программы «Фау-2».
Время пришло
Как мы уже сказали, консультантом фильма был сын Михаила Девятаева Александр. Он профессор, доктор наук.
— Об отце снято более 30 документальных фильмов, — рассказывает нам Александр Михайлович. — Первая лента «Девятаев» появилась в 1961 году, ее снял Алексей Высоцкий, дядя Владимира Высоцкого. Потом были фильмы «Суровая память» — о нескольких военнопленных, которые стали лидерами сопротивления, «Догнать и уничтожить» Ярослава Голованова, после еще много разных фильмов и телепередач. Об отце много легенд, фейков, нелепиц, которые удобны людям, чтобы доказать какую-то свою правду. К сожалению, мы имеем очень мало реальных документов о том, что представлял собой угнанный самолет и какую информацию отец привез с собой. Много говорили о том, что он все рассказал Сергею Павловичу Королеву, но никаких подтверждающих это документов не существует. Отец умер в 2002 году, и с тех пор я начал плотно заниматься его биографией, а с 2017 года я ушел с кафедры патофизиологии Казанского государственного медуниверситета, где проработал 43 года, и уже все свое время посвятил истории отца. У нас большая семья: дети Михаила Петровича, внуки, правнуки, несколько поколений. И они попросили меня представлять интересы нашей семьи. Любопытно, что моя дочь Диана однажды писала Бекмамбетову в соцсети про историю деда, но это сообщение осталось незамеченным. А через год Тимур участвовал в фестивале мусульманского кино в Казани, и там его будущая жена Наталья Фишман рассказала о судьбе героического земляка. И вот пришло время, и жизнь сама свела нас с этим режиссером…
Выше человеческих сил
Тимур Бекмамбетов, который был режиссером на кинокартине «Девятаев», очень проникся этой историей.
— Некоторые историки говорят, что, если бы Девятаев не угнал тот самолет, не показал бы советскому командованию, где находятся пусковые установки ракет «Фау» на острове Узедом, и мы не смогли бы разбомбить этот остров вовремя, нацистские баллистические ракеты полетели бы на Москву, Париж, Лондон, и война бы приняла другой оборот, — говорит нам Бекмамбетов. — У немцев были тысячи «Фау». К концу войны их ракеты летали в космос. Благодаря Девятаеву на Узедом был направлен основной удар наших сил, и мы смогли остановить немецкий завод. Самолет, который угнал Девятаев, использовался немцами для контроля за стартом ракет и в нем содержалась секретная информация, которая оказалась очень полезна для нашей космической программы… Наш фильм построен, если так можно выразиться, на официальных предположениях, но как в точности было на самом деле, не знает никто. Есть много версий, но ни одна из них не подтверждена — кроме той, которую изложил сам Девятаев. Официально так и не было признано, что он угнал самолет. Считалось, что это невозможно сделать — этот самолет был совершенно иначе устроен, им должны были управлять три человека, а не один. И еще при побеге из плена Девятаев весил 36 килограммов. В таком состоянии поднять самолет в одиночку…. Никто не знает, как это возможно…
Сыграть героя
Главную роль летчика-героя Михаила Девятаева в этом фильме доверили Павлу Прилучному.
— Девятаев — это реальный человек, которого многие знали и у которого живы родственники, — рассказывает нам Павел. — Опозориться было никак нельзя. Я начал изучать литературу и источники. К счастью, про него много написано. Потом я познакомился с его сыном, он рассказал про какие-то мелочи, тонкости — словечки, поговорочки Михаила Петровича — и мне стало спокойнее. Мне нужно было не только тщательно изучить своего персонажа, но и сильно похудеть. За полторы недели я сбросил 12 килограммов. Это было очень сложно, особенно на площадке, где все постоянно ели горячие бутерброды с колбасой и сыром, и их божественный запах разносился по всей округе…
Самое страшное — за кадром
Съемки фильма были во многом уникальными — и по технической составляющей, когда для съемок полетов пришлось применять различные современные компьютерные технологии, и по психологической, когда пришлось работать над сценами, события которых происходили в концлагере.
— Это не первый фильм, действие которого разворачивается в концлагере, но первый, где мы так подробно видим концлагерный быт, — говорит нам Александр Девятаев. — Мы немало знаем про мучения в концлагере, но никто не знает, как заключенные брились, как и что ели, как все это выглядело. Фильм рассказывает только про два лагеря, но в действительности отец был в четырех: первые два — это лагеря для летчиков, которые находились в польских городах Лодзь и Хойна. Третий лагерь — Заксенхаузен под Берлином. И наконец, Карлсхаген 1 на острове Узедом. Там было несколько концлагерей, этот непосредственно в Пенемюнде (ракетный центр барона Вернера фон Брауна). Сцены концлагеря в фильме трогают меня больше всего. Когда я приехал на первые съемочные дни — это было в середине февраля — там был кошмарный ливень и ураган, актеры работали часами на улице, это было для них тяжелым испытанием. В таких погодных условиях понимаешь, почему заключенные надевали под робу мешки из-под цемента. Немцы за это их избивали, но они все равно надевали, потому что иначе на пронизывающем ветру на аэродроме было не спастись. Вообще погода зимой в Кронштадте (часть съемок проходила именно там. — Прим. авт.) очень похожа на Узедом: он стоит на том же море, просто с другой стороны, и актеры оказались в условиях, похожих на лагерные, в этом смысле в фильме все очень достоверно.
Но не все сцены про концлагерь вошли в итоговый вариант фильма.
— Мир концлагеря настолько страшный и депрессивный, что это передавалось и съемочной группе, — поясняет нам Тимур Бекмамбетов. — У нас снято намного больше материала про лагерь, но несколько особенно страшных сцен я из фильма вырезал. Я подумал, что здесь очень важна мера, что нужно дать зрителю эмоционального переживания столько, чтобы ему не захотелось убежать из зала. Все понимают, что такое концлагерь, я не хотел спекуляции зверствами.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Создатели киноленты уверены, что этот фильм должен увидеть каждый.
— В «Девятаеве» в финале есть отличные слова: «Ошибки надо уметь прощать, а подвиги помнить», — говорит нам Бекмамбетов. — Для меня это квинтэссенция отношения к памяти о войне и победе. Если мы друг к другу будем относиться как члены одной семьи, друг друга любить, слышать друг друга, быть ответственными — вне зависимости от убеждений, статуса и власти, то такие понятия, как Родина и патриотизм, приобретут совсем другое значение и другую ценность. Главное — оставаться людьми. В этом гуманизм всех лучших советских фильмов о войне. Все фильмы о войне, которые я люблю — про то, что на войне испытывается человек, и об отношениях между людьми. Защищать Родину — это твой долг, но ты должен оставаться человеком!
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма
(ИА «Столица»)