В сериале «Мур-Мур», вышедшем недавно на телеканале «Россия», Анна Зайкова, актриса прославленного театра «Ленком», играет старшего сержанта милиции Оксану Кузнецову. Но мы решили поговорить с ней не о высоком искусстве театра и кино, а о «хлебе насущном» — кулинарии, а проще говоря — о еде. И выяснилось, что Анна, дочь театральных родителей, готовить научилась еще в раннем детстве, и на этот счет даже имеется семейная легенда, которой актриса с нами охотно поделилась. А также одним из своих фирменных рецептов, кулинарными впечатлениями и открытиями из путешествий и соответствующими воспоминаниями из детства.
— Анна, какие продукты всегда есть у вас на кухне?
— Это скорее будут продукты, которые есть на кухне моего мужа — потому что когда он в отъезде, холодильник чист и пуст. Я покупаю еду каждый день, исходя из своих пожеланий, иногда — готовую или заказываю доставку из ресторана. А вообще на нашей кухне всегда есть паста, сыры — сливочный и твердый, молоко — натуральное и растительное, тонны сладостей, кофе, хлеб, оливковое масло. Я не могу жить без хлеба. И без сладкого — оно поднимает настроение, заряжает, да и просто очень вкусно. Еще стараюсь каждый день съедать салат, а на завтрак — фрукты. Без овощей и фруктов у меня начинается «ломка»… (Смеется.)
— Какие из них являются вашими любимыми?
— Обожаю дыни, персики, нектарины, черешню, клубнику. Из овощей — все! Люблю время года, когда есть шанс купить помидоры, не накачанные всякой гадостью, а настоящие, пахнущие, как положено пахнуть томатам, а не пластиком. Летом стараюсь все это счастье покупать на рынках выходного дня.
— Что выберете: арбуз или дыню?
— В детстве был арбуз, теперь — дыня, однозначно.
— Почему?
— Слаще потому что.
— Какие еще вкусности вам запомнилось из детства?
— В детстве я проводила много времени у бабушки и дедушки в Екатеринбурге. Если верить семейной легенде, в год я уже лепила аккуратные уральские пельмени! (Смеется.) А дедушка готовил невероятные шашлыки с зеленью прямо с грядки! В бабушкиных садах я ела клубнику, вишню, яблоки, абрикосы. Воровала соседский горох. В Стерлитамаке бабушка и тетя пекли невероятный курник! И еще покупали настоящую подсолнечную халву — прямо огромным масляным куском! В Москве ресторанная жизнь 90-х — «Русское бистро», «Крошка-картошка», «Макдональдс». А мама готовила мясо по-французски, слойки с корицей, пирог с капустой под соевым соусом — до сих пор по праздникам радуюсь ему как ребенок…
— Вы рано научились готовить?
— В детстве я часто сама готовила себе обед — родители буквально жили в театре. Я жарила гору картошки и отбивную, делала салат и садилась смотреть «Зачарованных». В приготовлении этого блюда дошла до мишленовского уровня. Позже в удовольствие делала всякую выпечку — печенье, пироги…
— Сейчас что-то из этого готовите?
— В основном я готовлю пасту в самых разных вариациях — болоньезе, карбонара, лимонную, тальятелле с грибами… Пеку кокосовые оладушки. На карантине даже делала киши (открытые французские пироги. — Прим. авт.) Сносно готовлю блюда индийской кухни. Но курник и пельмени из трех видов мяса — это выше моих кулинарных амбиций! (Смеется.)
— Готовите с удовольствием?
— В детстве это дело любила, но сейчас не могу назвать себя фанатом готовки — для меня это скорее нужда. Иногда получается поймать кайф, но редко и ненадолго. Хотя заметила, что чем больше работы, тем приятнее готовить — иногда есть ощущение медитации, радости от присутствия дома. Но опять же, эти моменты — скорее исключение…
— И что готовите в такие моменты?
— Я нахожу рецепты в интернете и пробую их воплотить. Если «хорошо идет» — могу чуть поэкспериментировать. Но это уже момент творчества…
— Поделитесь одним из своих любимых рецептов.
— Обожаю курицу карри с рисом и специями. Рецепт такой. Сливочное масло пополам с оливковым разогреть на сковороде или воке (или можно сразу взять топленое масло гхи). Затем добавить приправы — копченую паприку (одна ст. л.), куркуму (одна ст. л.), карри (две ст. л.), семена кориандра (одна ч. л.), кумин (одна ч. л.), дать им раскрыться (пару минут подержать на огне). Далее к ним — мелко нарезанную головку лука, и полстакана воды. Через пять минут добавить нарезанное филе курицы, мускатный орех, соль, перец и свежий имбирь (тут по вкусу — я добавляю много) и еще полстакана воды. Тушить. Когда соус загустеет — добавить стакан кокосового молока, прогреть. Параллельно отварить рис (сначала тоже неплохо разогреть сливочное с оливковым масло в кастрюле, далее прогреть в нем рис и только потом заливать воду). Готовый рис смешать с курино-кокосовой историей. Вуаля, блюдо готово!
— Один из главных трендов последних лет — следить за своим питанием. Вы этот тренд поддерживаете?
— Я страшная гедонистка и обожаю есть. Еда — это счастье, это искусство, в любой стране национальная кухня так или иначе отражает менталитет и культуру. Поэтому я не ставлю себе ограничений. Наверное, я приверженка так называемого «интуитивного» питания. Ем, когда хочется и что хочется. Что я считаю важным — так это качество продуктов. Для меня важна «чистота» состава: чем чище, проще и прозрачнее — тем лучше. Даже если это чипсы — пусть они будут сделаны из качественного картофеля с солью, без лишних добавок и химии. Короче говоря, жареное-пареное, мясо, рыба, хлеб, сладкое — я позволяю себе все, но с оглядкой на качество.
— А как вы относитесь к экопитанию? В развитых странах это очень практикуется…
— Однажды я почувствовала, что хочу отказаться от мяса — от него мне становилось тяжело. Спустя четыре года разрешила себе его снова — ощутила потребность в нем. Это было в Париже и, глядя на фуагра на фарфоре, я «сломалась». Без мяса не обходится ни одна национальная кухня и, отказываясь от него, отказываешься от знакомства с большинством блюд. Хотя в Москве по-прежнему ем его очень редко, «по особым случаям». А с недавних пор я стала задумываться об ответственности перед планетой Земля, об обществе бездумного потребления… Очень положительно смотрю на изобретение органических «мясозаменителей», которые по вкусу ему ни в чем не уступают. Возможно, перейду на них со временем окончательно. Уверена, что за такими проектами — будущее.
— Практикуете ли вы диеты?
— Насчет диет: никогда не сидела ни на одной. Однако, когда понимаю, что пора скинуть пару килограмм — стараюсь голодать. Для меня голодать — это сокращать размеры порций и не есть сладкое и хлеб в ночи. Плюс, когда есть работа, то стресс — приятный — и нехватка времени делают свое дело: я ем очень немного, и это все моментально сгорает. По мне лучшая диета — жизнь, полная впечатлений!
— Давайте поговорим о еде в путешествиях. Где, на ваш взгляд, готовят вкуснее всего?
— Мне кажется, везде вкусно! Но действительно — надо знать места. Например, я обожаю грузинскую кухню, но в Тбилиси оказалось испытанием отыскать хороший ресторан. Лучшим местом оказалась хинкальная в подвале. Там было ужасно накурено, ни одной женщины, битая посуда, но еда была отменной! Люблю Италию за то, что там сложно сделать неправильный выбор в смысле кафе (Рим не в счет, это отдельная история), на любой заправке нальют идеальный эспрессо.
Греция великолепна! Вообще, Европа сильно выигрывает за счет семейного ресторанного бизнеса. Будем надеяться, маленькие и демократичные таверны и пиццерии сумеют пережить карантин. В смысле высокой кухни, да и не только, моя любовь навсегда — Париж! Я обожаю французов, их изысканный вкус, любовь к деталям во всем… Там у меня уже есть любимые места, куда хочется возвращаться.
Вообще, как правило, если отправляюсь в путешествие — стараюсь собрать рекомендации друзей, можно даже пост в фейсбуке по такому случаю написать. Конечно, в идеале надо иметь местных знакомых, но это не всегда возможно. В сети есть масса сайтов с отзывами, но я совсем не умею этим всем пользоваться и как правило, действую интуитивно. Главное — уйти с туристических троп, где каждый ресторанчик похож на другой, и искать нечто теплое, колоритное, атмосферное. Но мне кажется, это вообще главное правило туриста: бежать от толпы и искать жемчужину. Это не только про еду.
— Каким было самое вкусное блюдо в поездках?
— Флорентийский стейк. Мы были в Тоскане и, помнится, отправились в очередное путешествие на день по маленьким старинным городкам. Маршрут оканчивался в Вольтере — древнейшем городе на взгорье. Мы надеялись, напитавшись видами и историей, приземлиться в каком-нибудь средневековом кабаке. На деле город оказался призраком: он был погружен в туман, на улице — ни души. Точнее, ощущение как раз было, что бродят по нему только духи. Стало ясно, что мы там не поужинаем.
В итоге к 10 вечера добрались мы до своей деревни и плюхнулись в первую попавшуюся таверну. И заказали флорентийский стейк. Были ужасно уставшие и голодные. Нам принесли его в двенадцатом часу. Это был нежнейший кусок мяса неимоверных размеров и такой вкусный! Ужас состоял в том, что мы, даже будучи очень голодными, так как весь день ничего не ели, так и не смогли его осилить. До сих пор вспоминаю голодными вечерами, сколько пришлось оставить на тарелке этой вкусноты!
Еще запомнился лобстер во Вьетнаме — как самое большое гастрономическое разочарование. Вообще лучшие впечатления от азиатской кухни оставил, как ни странно, Берлин: его тайские ресторанчики восхитительны и лучший фо бо (традиционный вьетнамский суп — Прим. авт.) я попробовала тоже там.
— Предпочитаете классику в еде — или любите экспериментировать с новыми вкусами и блюдами?
— Я не любитель экспериментировать с едой, но муж однажды заказал чей-то мозг. Никогда я с таким счастьем не уплетала свою дорадо! (Смеется.)
Елена Соколова, фото из личного архива Анны Зайковой
(ИА «Столица»)