Ее имя не гремело по России — такое впечатления, что до конкурсного отбора на «Евровидение», состоявшегося весной, имя Манижа знали только ее поклонники. Но удивительное дело: по результатам народного голосования именно она заняла первое место. То есть многие тысячи россиян, участвовавших в голосовании, именно ей доверили право представлять на этом престижном конкурсе нашу страну. Все было по-честному — хотя были, конечно, и несогласные с этим выбором, причем и весьма высокопоставленные. Да, с песней «Russian Woman» она не добилась победы — но выступила смело, ярко и красиво, и в результате завоевала не только в России, но и за пределами нашей страны тысячи и тысячи новых поклонников. И так совпало, что в этот знаменательный для Манижи год она еще и отмечает свое 30-летие.
Праздник испортил ковид
Изначально отметить важную для нее дату артистка планировала на сцене вместе со своими поклонниками. В «Крокус Сити Холле» был запланировал большой концерт, к которому Манижа готовилась несколько месяцев. Но в день юбилея певицы ему не суждено было состояться, и причина вполне понятная: сложная эпидемиологическая обстановка в Москве и области. Выступление решено было перенести на середину сентября — в надежде, что к тому времени обстановка улучшится и уже ничто не помешает провести его так, как было запланировано.
Свой личный праздник Манижа отмечала вместе с самыми близкими родными и друзьями.
— Мне — 30. Скажу честно: этот год был где-то слишком крутой, а где-то — очень болезненный, — говорит нам певица. — Но я, кажется, несмотря ни на что, осталась собой…
Посол доброй воли
Год для Манижи был действительно непростой. После выступления на «Евровидении» мнения зрителей разделились: одни ее восторженно хвалят, другие яростно критикуют, не забывая упомянуть при этом ее происхождение (напомним, что Манижа родом из Таджикистана), обвиняя в отсутствии и голоса, и вкуса. А на Западе ее, кстати, полюбили, и видеоклип с той самой песней «Russian Woman» лидирует по количеству просмотров в YouTube среди роликов участников «Евровидения». Сама же певица говорит, что никогда не делила людей по признаку национальности.
На протяжении своей карьеры Манижа использовала любую возможность, чтобы высказаться в поддержку уязвимых людей, в том числе мигрантов. С декабря 2020 года она — первый российский посол доброй воли ООН по делам беженцев. Она как никто понимает сложность их положения.
В чем наша сила
Когда ей было два года, в их квартиру попал снаряд — в Таджикистане шла гражданская война. Ее родителям пришлось уехать из Душанбе в Москву. Чтобы прокормить пятерых детей, матери Манижи, которая на родине была успешным модельером, пришлось браться за любую работу, включая мытье полов.
— Человек — над национальностью, — поясняет нам свою точку зрения артистка. — Человек — это любовь, сострадание, доброта, ум, забота, мечта и дерзание. Я в это верю. Это есть в каждом из нас, и это нас всех объединяет. Давайте сделаем человеколюбие нашей новой национальностью. Каждая женщина имеет право представлять свою страну, не меняя себя — такой, какой родилась, какой себя чувствует. Не адаптируя свой цвет кожи или волос, религию, веру, идеологию, политическую или социальную позицию. Самая большая страна в мире не может быть однородной. Мы в России все разные. И в этом — сила, если принять и использовать эти различия во благо.
Тернистый путь к мечте
Все же Манижа возникла не из ниоткуда. И, конечно, еще до «Евровидения» имела богатое музыкальное прошлое. Она участвовала в конкурсах с 12 лет, в ее активе — гран-при международного конкурса в Юмале-2003, финал «5 звезд» в 2007 году в Сочи. Уже в 15 лет она получила свой первый «Золотой граммофон» — но не под своим именем, а как певица Ру.Кола. Затем были долгие поиски себя: переезд в Питер, а потом — в Лондон, где Манижа сотрудничала с известным продюсером Майком Спенсером. Когда он предложил записать ей альбом, она была на седьмом небе от счастья — пока не прочитала кабальный контракт и не поняла, что никакая популярность не стоит ее свободы. В России ей снова пришлось начинать все с нуля. Через несколько лет — без поддержки ТВ, радио и продюсеров — Манижа собрала «Ледовый дворец» в Санкт-Петербурге.
Ее всегда поддерживали родные и близкие. Чтобы Манижа сняла один из своих первых клипов, ее мама Наджиба Усманова заложила квартиру. А сейчас у нее — своя фирма дизайна одежды, которая одевает коллектив артистки, в том числе и готовила для них наряды на «Евровидение».
Принцессы и лягушки
Она шла к успеху вопреки всему. И ради любви к себе самой. Она не похожа на других и не старается подстроиться под общие стандарты.
— Для меня любовь к себе — это не только крем, маски и здоровое питание, — говорит нам Манижа. — Это еще и — быть своим союзником. Даже если ты в этом одна. Все началось с зеленых колготок. Я — маленькая девочка, плохо говорящая на русском, с небольшим косоглазием — стою на утреннике в садике и мечтаю о мальчике Максе из моей группы. Влюбленная, жду своего выхода на сцену. Очень хочу впечатлить его. Но вот незадача: мой принц — в костюме зайчика, вокруг него — Снежинки и Принцессы. А я — Жаба. В зеленых колготках, зеленой водолазке, зеленой балаклаве с пришитыми к ней глазами — такая роль досталась в «Теремке». Я смотрела на принцесс, потом — на свои зеленые колготки и внутренне содрогалась. Спектакль прошел, все нам аплодировали — особенно громко после моего лягушачьего танца. А снежники и принцессы не участвовали в нашей постановке — просто сидели красивые. И тогда я поняла, что мир делится на принцесс и лягушек. И последними быть не плохо, а очень даже весело — если кайфуешь от того, что делаешь. С Максом ничего не вышло, но колготки эти я вспоминала каждый раз, когда хотела соответствовать какому-то стандарту. Еще вспоминала, с какой любовью мама делала мне этот костюм. Именно благодаря любви и вере эта история из провала превратилась в первый урок преодоления сомнений на пути к любви к себе. Любить себя — хоть со складками, хоть с морщинами, хоть в зеленых колготках — очень сложно, но если не мы, то кто? Когда? Почему бы не начать прямо сейчас?..
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова, пресс-службы Первого канала и из личного архива Манижи
(ИА «Столица»)