«Талантливый человек талантлив во всем», — эта фраза считается чуть ли не аксиомой. На самом деле это, конечно же, не так. Но вот Катерина Шпица – она как раз из разряда людей, талантливых если не во всем, то в очень многом. В первую очередь она, конечно же, известна как прекрасная актриса, имеющая массу поклонников этого своего таланта. Она снялась в полусотне фильмов и сериалов (в большинстве из них – в главных ролях). А еще успешно выступала – в качестве уже фигуристки — в «Ледниковом периоде» (где они с Максимом Стависким завоевали приз зрительских симпатий), и как певица – в шоу пародий «Точь-в точь», и как танцовщица – в «Танцах со звездами». И даже не так давно – в команде знатоков и интеллектуальном шоу «Что? Где? Когда?». А совсем-совсем недавно еще и написала автобиографическую книгу «Жизнь в эпизодах»… Нам удалось поговорить с актрисой и о ее основной профессии, и о том, кем она могла бы стать, распорядись судьба иначе, и о том, какую пользу она извлекла из участия в «параллельных» проектах, и о личной жизни, и о многом другом…
«Знали бы вы, как я кусаюсь!»
— Катерина, что вам ближе: кино или театр?
— Даже если мы не говорим о деньгах, которые в кино вращаются в гораздо больших размерах, чем в театре — наверное, я еще в прошлом году сказала бы, что кино мне импонирует больше. Но когда я перешагнула порог 35-летия — я поняла, что определенную глубину эмоций персонажа можно ощутить только в театре. В данный момент в театре я не играю, но у меня было несколько постановок. И я прервала сотрудничество, потому что поняла, что на какое-то время исчерпала себя. Но мне хочется снова оказаться на театральной сцене, и я уверена, что найду там то, чего мне не хватает в кино.
— Я знаю, что у вас есть некий «список несыгранных ролей». Что это за роли? И почему вы их не можете сыграть?
— Внешность может накладывать определенные ограничения. Я не могу сыграть некоторые роли в силу своей комплекции и моложавости. Посмотрите на меня: рост 160 сантиметров, вес 46 килограмм. Ну кто мне даст сыграть, например, алкоголичку — мать троих детей?! Кстати, это могло бы быть интересно, могло быть даже фестивальное кино. Но я просто в силу внешности не могу это сыграть. Кроме того, есть восприятие людей, которые не знают меня лично и через которое приходиться пробиваться. Иногда говорят: «Ой, она такая милая!» Но знали бы вы, как я кусаюсь — конечно, в переносном смысле! (Смеется.) Я добрый человек, но с характером: требую выполнения обязанностей, ратую за справедливость, все это мне свойственно и близко. Многие не представляют себе, насколько у меня сильный характер. Кстати, я думаю, что театр будет одним из тех шагов к ролям, которые я бы хотела играть. Я считаю, что я — образованная, думающая, с чувством юмора, хорошими жизненными принципами, с характером. И это мне бы хотелось транслировать, а не образ прекрасной феи, которая снесет любые унижения. Так что играть сейчас тургеневскую барышню мне не так интересно — все это у меня уже было лет 15 назад…
— Без каких качеств не стоит идти в актерскую профессию?
— Я бы не взяла на себя такую ответственность, чтобы советовать. Судьбы у актеров разные. Я же не могу сказать так: «Ты слишком молодая – это плохо». Или: «Ты забеременела –это мешает работе». А если я вам скажу, что нельзя пойти в актеры тому, у кого подвижная психика — там много стрессов, и вы можете не справиться? А как артисту без подвижной психики? Судьба – это такая загадочная штука… Что может произойти, мы не знаем. Поэтому я не имею никакого права сказать, что человеку с вот такими чертами характера можно пойти, а с такими — нет. Единственное, чего бы я хотела пожелать каждому из нас: понять в чем наш талант. Хочется, чтобы существовал какой-нибудь волшебный инструмент, чтобы родители могли сразу распознать в своем ребенке талант — чтобы помочь, подтолкнуть и поддержать…
«Времени не хватало»
— У вас вышла автобиографическая книга. Вам хотелось бы, чтобы ее экранизировали?
— Гораздо больше мне бы хотелось прожить свою жизнь так, чтобы кто-нибудь когда-нибудь захотел снять о ней фильм, а не я сама.
— Что было самым сложным для вас в написании книги?
— Времени не хватало. Это самый дорогой ресурс, который у нас есть. Это то, что невозможно размножить и увеличить и никакими экологическими инициативами не сохранить. Оно утекает безвозвратно. И его часто не хватает. Но у меня был контракт, который хорошо стимулировал… (Улыбается.) Я просто села и начала писать вступление, а дальше работа уже пошла как по маслу. И я даже не воспринимала это как работу. Я не ставила себе условий типа «ты не встанешь из-за стола, пока не напишешь шесть страниц». Я просто понимала, в каком примерно темпе мне нужно писать, чтобы уложиться в определенное время. О себе легко писать, потому что не нужно ничего выдумывать, продумывать диалоги, какие-то психологические портреты… Ты же пишешь о своей жизни. Поэтому для меня это было в удовольствие.
«Что? Где? Когда?»
— Прошедшей осенью вы принимали участие в серии игр программы «Что? Где? Когда?». Это был интересный опыт?
— Да! И я даже не осмеливалась этого хотеть. Еще совсем маленькой я сидела с бабушкой и дедушкой и смотрела эту программу. И всегда болела за знатоков — просто до скрежета зубов! И когда мне Лена Потанина (Елена Потанина – юрист, автор и продюсер телевизионных программ, член Элитарного клуба «Что? Где? Когда?», капитан команды. – Прим. авт.) позвонила и предложила войти в экспериментальную команду, то я сказала: «Конечно да!» Даже если я была бы совсем дурой — я бы все равно согласилась! (Смеется.) Это бесценный и неповторимый опыт, которого нигде не испытаешь больше, как только сидя за этим игровым столом… Мне так показалось, что интеллект можно натренировать — хотя считаю, что сама гениальность заложена в генах. Конечно, были тренировки в течение двух недель, и на них мы играли лучше, чем на самом эфире. Если еще так получится, что — через много лет, когда я больше самообразуюсь — меня туда еще раз позовут, я побегу туда! Потому что очень приятно находиться в этой атмосфере таких образованных людей. Каждый раз, выходя после игры, хотелось прочитать еще какую-то книгу, восполнить свои пробелы в знаниях в физике, в биологии и так далее… Это стимулирует развиваться. Этому опыту я очень благодарна.
«Хирургом бы я была отменным!»
— Катерина, можно, наверное, сказать, что с проектом «Что? Где? Когда?» у вас сбылась еще одна мечта…
— Нельзя так сказать, потому что я не мечтатель. Наверное, это одна из моих ближайших целей – научиться мечтать. Мне кажется, что это приятно: научиться мечтать, не думая о том, сбудется эта мечта или нет. Я очень давно не мечтала. У меня мечты — на уровне того, что вот приду домой и испеку сыну вафли. И такая мечта очень быстро превращается в цель. И достаточно зайти в магазин, купить такие-то продукты — и все это сразу становится действием. Но это все — бытовые мечты. А на глобальном уровне мечтать я все никак не сподоблюсь — а надо бы! Например, меня в «Ледниковый период» позвали тогда, когда я даже не думала об этом. Просто сидела на полу, играла с ребенком, раздался телефонный звонок, а там — голос Ильи Авербуха: «Здравствуйте, Екатерина…». Я сразу поняла, зачем он мне звонит. Он говорит — а у меня мурашки по коже и куча эмоций! Я не мечтала об этом — за что мне такое счастье?! Было очень классно участвовать! Я и о кино не мечтала — просто пришла и осталась… У меня были внутри, может быть, какие-то желания, в которых я себе боялась признаться — и судьба дала мне шанс проявиться, и в итоге это все произошло. И я надеюсь, что это говорит о том, что, может быть, я заслужила это счастье… Может быть, и неплохо не мечтать — просто живешь и делаешь…
— Кстати, а если не актрисой, то кем бы вы могли стать еще?
— Мне очень нравится этот вопрос, и довольно часто его задают. Тут масса вариантов. Хирургом бы я была отменным: я так ровно умею резать! (Улыбается.) У меня мама по последнему образованию фельдшер скорой помощи, и при желании и при необходимости я и капельницу поставлю, и укол смогу сделать. Если кому-то укольчик нужен — обращайтесь! (Смеется.) Дальше: так как я окончила юридический, могла бы стать юристом. Могла бы поступить на факультет иностранных языков и литературы — и была бы переводчиком… Если возникнет такая необходимость, я могу чему угодно научиться. Нельзя фиксироваться на чем-то одном — всегда можно заглянуть внутрь себя и понять, чем же еще я могу заниматься. Надо всегда выбирать для себя лучшее и самое эффективное.
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и из личного и архива актрисы
(ИА «Столица»)