Дарья Калмыкова умеет быть яркой и запоминающейся даже в небольших ролях — Яны в сериале «Рая знает», Кати в сериале «Учитель в законе». Что уж говорить о фильмах, где ей достались главные роли: «Курортный роман», «Мама выходит замуж», «Новый старый дом», «Мама Люба», «Пуанты для плюшки» и многие другие картины с ее участием миллионы людей с удовольствием смотрят и пересматривают. Ну и конечно, сериал «Братаны», где Дарья блистала во всех сезонах. Но Калмыкова и на театральной сцене чувствует себя уверенно: она играла в МХТе и Табакерке, а сейчас занята в проекте Театра Наций. О кино и театре, о жизни во время пандемии и воспитании мальчиков мы поговорили с популярной актрисой.
Умение быть другой
— Дарья, когда-то мы с вами встречались на съемках сериала «Братаны», вы там были блондинкой. И я сейчас даже не узнала вас в образе брюнетки…
— Изначально это действительно был образ: меня для сериала «Мама Люба» попросили укоротить волосы и сделать более темный русый цвет. Сделала, посмотрела на себя на экране — мне понравилось, и сейчас я себя органично в этом чувствую.
— Легко перевоплощаетесь?
— Очень! Профессия актрисы — не профессия модели. Ты не должна везде быть красивой и одинаковой. Я уже пробовала и с толщинками играть («Пуанты для плюшки». — Прим. авт.). Прошло уже несколько лет, а мне до сих пор говорят: ты так похудела! Для меня не проблема — быть некрасивой и даже страшной, толстой, худой, рыжей… И это классно, когда ради роли ты можешь поменяться на какой-то отрезок времени.
— В вашей фильмографии — много главных ролей. А при каких условиях вы согласитесь на маленькую эпизодическую роль?
— Маленьких ролей нет, как известно. И бывают эпизодические герои, которые ярче главных и запоминаются лучше. А чтобы я согласилась, должна быть, в первую очередь, роль, которая интересна, которой можно что-то сказать. И режиссер, с которым ты мечтаешь соприкоснуться хотя бы чуть-чуть… А иногда бывают и главные роли очень скучные…
Закулисное детство
— У вас в семье были и актеры, и режиссеры — решили продолжить семейную традицию?
— Для меня театр не был другой планетой. Свое детство я провела с бабушкой и дедушкой, а они оба актеры. Дедушка Владимир Калмыков всю жизнь работал в Центральном Детском театре. Было абсолютное счастье — ходить с ним за кулисы. К нам в гости приходили актеры… Я все впитывала и вполне понимала все сложности актерской жизни…
— Но были в семье и режиссеры – не было мысли пойти по этой дорожке?..
— Сколько себя помню, всегда мечтала быть именно актрисой. Я люблю свою профессию. Режиссура требует иного отношения — более серьезного. Не вижу в себе режиссерского потенциала, и хотя в голове могу простроить свой вариант какой-то сцены, но и это – актерское…
В роли мамы
— Вашему сыну Макару — 15 лет. Сложно быть мамой подростка?
— Ой, да!.. Этот период — очень непростой прежде всего для подростков. Надо вспоминать себя в их возрасте. Очень непростое время, когда ничего нельзя — но вроде все можно. Когда ты себя по-хорошему не знаешь, когда темперамент горячий и хочется доказать всему миру, что ты есть, что ты взрослый! Мамы сыновей-подростков – героини! Нам необходимо держать баланс, не терять доверия, и очень вовремя надо понять, что воспитание закончено — а это понять очень непросто… И если ты хочешь быть услышанной — то только через диалог… Я не считаю себя мамой-отличницей, работаю над ошибками, но я всегда с Макаром честна. Уважаю в нем личность — и надеюсь, он это понимает…
— Макар долгое время был единственным ребенком, пока не появился Тихон…
— Он очень хотел брата, и я тоже хотела, чтобы у него кто-то был. У них прекрасная разница в возрасте – 12 лет! Им конкурировать смешно, так что налицо — полная гармония и счастье матери!
— С такой разницей иначе воспринимается материнство?
— Тихону сейчас — два с половиной года, и ты этот сладкий возраст ценишь гораздо больше, и не хочешь торопить время… Мне «повезло», что первые месяцы жизни Тихона пришлись на пандемию. Все говорят, что было много свободного времени, но у меня, на самом деле, его было очень мало. Я удивлялась и завидовала людям, которые писали: мы сейчас медитируем… На меня же навалилась бытовуха, в которой я ничего не успевала. Так что все пролетело достаточно быстро. Я очень скучала по работе, и чтобы не деградировать, не замкнуться на быте, старалась что-то смотреть, читать, шли самопробы…
Счастье актрисы
— При съемках и работе в театре как не потерять связь с детьми?
— Я несколько лет не играла в театре, и только сейчас появился любимейший спектакль в Театре Наций «Прыг-скок, обвалился потолок» по сценарию Геннадия Шпаликова. Это счастье! Режиссер Марина Брусникина собрала из нас, своих выпускников, прекрасный актерский состав: Саша Урсуляк, Артем Быстров, Миша Евланов… Счастье — и когда есть съемки: они поглощают много времени, но после бури бывает затишье, съемки же заканчиваются… Мне кажется, я как мама более продуктивна и полезна, когда я работаю. Все должно быть дозировано. Когда очень занято время, я его более четко распределяю. Иногда продуктивней — час с Макаром поговорить, сходить с ним куда-то на спектакль, чем сидеть дома и «делать ему мозги», как он говорит…
Чтобы сердце отозвалось
— Недавно на телеканале «Dомашний» прошла премьера сериала «Игра в дочки-матери». Ваша героиня Марина, по идее, не глупа, но, увидев в телефоне своего мужчины сообщение, не разбираясь, порвала с ним…
— Поверьте: когда посмотрите сериал, станет понятно, почему моя героиня поверила… А в жизни… Личное дело каждого человека: смотреть, проверять, верить, не верить…
— Сейчас стали много говорить об усыновлении, и ваша героиня тоже удочеряет девочку …
— И это — поступок! Я считаю, что люди, усыновляющие детей, идут на очень серьезный шаг. Родить ребенка – ответственно, а усыновить — ответственно вдвойне. Хотя бы потому, что нужно вдвойне любить, принимать… Это сложно, ведь недаром есть курсы приемных родителей. У моих коллег есть усыновленные дети, и я вижу, какая идет их огромная человеческая работа. Невероятно их уважаю! Так что моя героиня — молодец! И пусть это нетипичная ситуация, но в остальном мы старались сделать ее узнаваемой для телезрительниц. Ведь цепляет нас тогда, когда сердце отзывается…
Любимая роль
— В сериалах частая история: осталась одна с ребенком, отношения с мужем – кошмар…
— В жизни всякое случается: люди встречаются — люди расходятся… Но рождение детей — это подарок, и всё, значит, не зря… И здесь надо все свои внутренние обиды забыть, радикально от них избавиться. Женщины должны быть мудрее, сильнее, должны делать первыми важные шаги… Если мы говорим, что любим своих детей, то надо доказывать это поступками. А самый главный поступок — показать, что между родителями есть уважение, что они рядом с ребенком, и что любовь может быть дружеской. Грань тут очень тонкая…
— Вы снимались и в сериалах, основанных на реальных событиях, и про конкретных людей. В таких проектах есть простор для творчества?
— Любое художественное произведение — это произведение художественное, это не документальное кино. Даже если оно основано на реальных событиях. Во-вторых — есть взгляд режиссера, его прочтение ситуации. Что касаемо сериала «Легенда о Круге» — я его очень люблю. Там — очень хорошая история про человека. А Марина — одна из моих любимых ролей, хотя и не главная…
— Почему она любимая?
— Режиссер сериала Тимур Кабулов хорошо меня знал, видел мои работы в театре и предложил мне то, что в кино мне редко предлагают.
«Выпустите меня!»
— Вы занимались фигурным катанием. Почему не принимаете участие в ледовых проектах?
— Меня звали. Я люблю покататься на катке, но в удовольствие. В детстве, когда занималась, получила достаточно серьезную травму коленки, так что выкладываться по полной не смогу. Делать же что-то спустя рукава не хочу — хочется достойно выглядеть там, куда тебя зовут. Понимаю меру ответственности и рисковать своим здоровьем тоже не могу: профессиональная актриса должна быть в здоровой рабочей форме, чтобы не подвести коллег и зрителей… Так что приходилось отказываться, но я с большим любопытством смотрела…
— Что самое экстремальное вы совершили в своей жизни?
— Я не экстремал! Совсем! Мы ездили с Макаром в «Диснейленд». Он обожает американские горки, а мне физически на них плохо, у меня внутри все обрывается, мне страшно, радости и адреналина от этого не испытываю — только кричу: «Выпустите меня!»
Ходить-бродить по городам…
— Чем бы вы заняли внезапно образовавшиеся 100 часов свободного времени?
— Я сейчас пришла к тому, что надо уметь уделять время себе. Очень важно наполняться и иметь энергию, силы, чтобы потом отдать их своей семье. Можно просто лечь и посмотреть какой-то сериал. Почитать — но не на бегу, а погрузившись в чтение. И 100 часов — это не так много… Если бы подольше — отправилась бы в путешествие. Очень люблю ходить-бродить по городам. Не запланированным экскурсионным маршрутом, а самой решать: быстро уходить — или долго стоять, слушать город — или посидеть в тишине… Да и ехать далеко не надо: по Москве и Питеру можно ходить бесконечно…
Светлана Марголис, фото Вадима Тараканова, Дарьи Никитиной, из личного архива Дарьи Калмыковой и из архивов пресс-служб
(ИА «Столица»)